После грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Абхазская железная дорога пришла в упадок: вокзалы и станции заброшены, на половине территории республики отсутствует контактная сеть, а количество курсирующих поездов измеряется единицами. Последнее место, где ещё теплится жизнь - сухумское локомотивное депо, единственное на всю Абхазию.
В депо я попал очень просто - прошёл пешком вдоль путей от сухумского железнодорожного вокзала. Зайдя на территорию я наткнулся на охранника - полуголого деда в спортивных штанах. Дед довольно мирно поинтересовался что я тут забыл, а увидев фотоаппарат только рукой махнул, мол, делай что хочешь.
Распрощавшись с охранником я отправился на поиске местного раритета - электровоза ВЛ-8. Искать его долго не пришлось, электровоз спрятался за старым почтовым вагоном.
Выпущен этот локомотив был в 1967 году, эксплуатировался в Башкирии и Мордовии. В 1976 году поступил в Тбилиси, а спустя 4 года его передали в Сухум.
Поднимаюсь в кабину, которая ожидаемо пострадала от рук мародёров. Приборная панель выдрана, стёкла по левому борту разбиты.
Деревянная дверь за спиной ведёт в машинное отделение.
Рядом на путях стоит ВПР-1200 - путевая машина, используемая при ремонте и строительстве путей. Состояние кабины предсказуемое - стёкла разбиты, приборная панель раскурочена.
Рядом стоит ещё один разграбленный представитель специального подвижного состава - автомотриса АДМ-1.
Огибаю здание и натыкаюсь на выпотрошенный тепловоз ЧМЭ3. Таблички в передней части и под кабиной сорваны, однако судя по базе данных на trainpix.org это локомотив с номером 4252, выпущенный в 1983 году.
Состояние кабины такое же как и у ВЛ8.
Стоящие рядом вагоны выглядят не лучше. Не знаю когда они возили пассажиров в последний раз, но рискну предположить, что было это ещё во времена СССР.
Вагоны в основном плацкартные, есть несколько почтовых и вагон-ресторан. В последний попасть не получилось - ржавые двери заклинило и сдвинуть с места их не удалось.
Ещё одна ремонтная автомотриса - АГВ. Ещё одну такую же автомотрису можно увидеть на путях возле железнодорожного вокзала в Гагре.
Тепловоз ЧМЭ3-092 1966 года выпуска - единственный "живой" локомотив, встреченный мной в депо. Приехал со стороны Очамчиры пока я разговаривал с охранником.
И в завершении - электропоезд ЭР2Т-7157, переданный в Абхазию с Московской железной дороги летом 2019 года. Электричку планировали эксплуатировать на участке между Сухумом и Адлером, однако с тех пор прошло уже больше года, а "эрка" по-прежнему находится на территории депо. Когда она выйдет на маршрут (и выйдет ли вообще) - неизвестно.
Материалы по теме:
Что внутри у пожарного поезда?
Заброшенная Абхазия: платформа Псырцха
Списанные электрички в посёлке Рыздвяном
Кладбище вагонов в Минеральных Водах
Музей РЖД в Санкт-Петербурге: часть 1
Брошенный тепловоз на химическом заводе
Заброшенная Абхазия: Платформа Абаата
Роскошь за 11 миллионов советских рублей: заброшенный ж/д вокзал Сухума
Музей РЖД в Санкт-Петербурге. Часть 2
Заброшенная Абхазия: ж/д вокзал в Гагре