Феминизм в действии. Немой фильм "Женщина" (1932) я бы обозначил в числе лучших из немого кинематографа (разумеется, из того, что я смотрел). Хороший сценарий, отличная операторская работа, оригинальный символизм, напряженное действие, замечательные жанровые сценки.
Маша (Раиса Есипова) чувствует тягу к технике и мечтает стать трактористкой. Она с хорошей завистью смотрит на односельчанку Анну, которая уже "оседлала" трактор. Однажды Маша не выдерживает и угоняет трактор.Молодую женщину охватывает такой восторг, что она гоняет по полю с песней, которую сочиняет тут же, на ходу.
Однако угон заканчивается печально - трактор теряет управление и едва не сваливается с обрыва, Аня (Вера Бендина) в последний момент успевает подбежать и повернуть машину в другую сторону, а сама срывается с уклона, получив тяжелые ушибы. Конечно, Маше стыдно, но она не желает больше сидеть дома и, так сказать, варить щи, когда вокруг всё меняется, а её саму неудержимо манит трактор.
Вот только никто Машу учить не желает, строго наоборот - ехидно бросая реплики "бабы к технике не способны", над ней измываются и односельчане, и работники МТС. Но Маша решительна - она тихонько "заимствует" учебник по тракторному дело и изучает его дома, между хозяйственными делами.
Тем временем Анну, вынужденную отлеживаться после падения, родные и близкие чИхвостят изо всех сил. Мол, нечего бабе мужицким делом заниматься, да от корней отрываться, бабское дело - рожать и хозяйство вести, да и природу трактора губят - то ли дело хозяйствование как раньше, как "спокон веку".
Спокон веков мы жили природой извечной. И рождаются, умирают люди, а природа непоколебимо благоухает для человека. И плоды, и довольство за труд дает природа... Жизнь женская спокон веков в хозяйстве, материнстве. А машина женщину губит, уничтожает. Уйди, Анька, из эпохи своей колхозной!
Совершенно дивное противопоставление сделано в этом эпизоде - в то время как сторонники старого (родители) нахваливают это старое, его замечательность и незыблемость, на экране показана тяжелейшая судьба простого крестьянина. Выбившись из сил, мужчина, в конце концов, умирает, оставив сиротами несколько детей и вдовой - жену. Его вдова, Ульяна, оставшись одна с детьми не понимает как жить. Сейчас такое состояние называют депрессией, ну а тогда никто не спрашивал.
Озлобившись на мир, Ульяна становится одной из преследовательниц Маши - во время конфликта с женщинами у колодца, вдова доходит и до рукоприкладства. Классно, кстати, снята сцена драки - оочень кинематографично и красиво. Но Маша не сдается, равно как и не сердится на подругу по несчастью - наоборот, привлекает её к общественной жизни и практически силком принуждает стать нянечкой в детском саду.
Сама же героиня, изучив тракторный учебник, показывает успехи, сумев отремонтировать сломавшуюся машину. Вот только официально Мария - повариха на полевом стане, и, пока она занималась техникой, обед сгорел. Тем не менее, своего она добивается, но даже в мастерской МТС, куда женщину отправляют учится, ей снова приходится доказывать свое право получить желаемую специальность.
Конечно, в целом, сюжет фильма "Женщина" (1932) достаточно предсказуем, но от ходульной избитости его отличает вдумчивое отношение к бытовым сценам, параллельный монтаж, яркие образы героинь. Понятно, что пропаганда, понятно, что государству необходимо было привлечь женщин в активную деятельность. Но, вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что интересы большинства женщин совпадали с интересами государства, многие сами рвались к образованию, к учебе, к победе над техникой, к стремлению доказать мужчинам в целом и мужьям в частности, что "баба" - это не тупое существо, способное только рожать, а полноправный член общества.
Через восемь лет будет снят фильм "Бабы" (1940), поднимающий ту же тему, но, если их сравнивать, то очень заметно - насколько изменилось положение женщины, хотя и в 40-х колхозницам приходилось добиваться равноправия.
В целом же два этих фильма (конечно, есть и другие, но даже этих двух хватит) - отличный ответ на ехидные предложения ряда особей с буквой М в паспорте назвать женщин-ученых из прошлого. Я лично преклоняюсь перед такими, как Маша, потому что далеко не каждый (вне зависимости от пола) даже и в наше время способен добиться желаемого. А уж пройти через ТАКИЕ препятствия ни одна вышеозначенная особь точно не сможет - именно потому их так бесят самостоятельные женщины. Потому что сами - ничтожество, жаждущее власти по умолчанию, а добиваться чего-то, стремиться к лучшему, гореть идеей - неа...
Режиссёры - Ефим Дзиган и Борис Шрейбер
Моя оценка - 4+