Найти тему

Рецензия: A Total War Saga - Troy

Похоже, что софийскому подразделению Creative Assembly удалось то, чего два года назад не смог сделать основной офис в Thrones of Britannia, а именно создать относительно простой, компактный и логически завершенный вход для неофитов в обширную вселенную Total War.

Любая традиция, и крупные игровые серии тут не исключение, постепенно формирует внутри себя собственную логику, специфическую терминологию и кучу неписанных правил. Все это отлично удерживает фанатскую аудиторию, но одновременно изолирует ее от внешнего мира. Зайдите на форум любой игры-вселенной с солидной историей, будь то WoW, Mechwarrior или любое из воплощений WH40K. Если вы не варились во всем этом минимум пару лет, вы гарантированно не поймете половины слов.

Поэтому для любой вселенной со стажем очень важно иметь ответвление, через которое в сообщество будет поступать свежая кровь.

Ночные волны нагнали к берегу графония
Ночные волны нагнали к берегу графония

С другой стороны, чем преданнее публика, тем опаснее проводить эксперименты с объектом ее обожания. А экспериментировать нужно – застывшая традиция неизбежно превращается в музейный экспонат. Над кем же экспериментировать, как не над неофитами? Ведь они еще не возвели канон в непреложную истину и способны воспринимать свежие идеи.

Входной билет в большой Total War для новичков и экспериментальный полигон для Creative Assembly – вот две основные ипостаси A Total War Saga: Troy. Но прежде, чем разбирать их, давайте обратимся к еще одному любопытному обстоятельству.

ГОМЕР ИЛИ ЭРАТОСФЕН?

A Total War Saga: Troy, как и «Троецарствие», опирается, как минимум, на два письменных источника: сугубо поэтическую «Иллиаду» Гомера и математически выверенную «Хронографию» Эратосфена. Последний довольно уверенно относит падение Трои к 1184 году до нашей эры. А значит, события Total War Saga: Troy происходят на пике «катастрофы бронзового века».

По меркам Saga мир не так уж и мал
По меркам Saga мир не так уж и мал

Если судить об истории времен Троянской войны по произведениям Гомера, может показаться, что ахейские полисы микено-критской эпохи являлись центром мира. Великолепные дворцы, оживленное мореплавание, целый сонм легендарных героев, мифические подвиги, блеск и воинская слава, казалось бы, свидетельствуют о том, что именно прото-греки заправляли миром бронзового века.

Но правда заключается в том, что маховиком, раскрутившим эту эпоху, был Египет. Именно Египет, собирая по три-четыре урожая в год, кормил большую часть Ойкумены. А взамен требовал все, что только могли предложить государства того времени. В Египет стекались британское олово и медь из всей Передней Азии, а тиары египетских фараонов украшали афганским лазуритом. Ради величия Египта была выстроена огромная экономическая система, в которой будущие греки наряду с финикийцами занимали место «дальнобойщиков» с кораблями, транзитными складами и таможней, а также обеспечивали «крышу» от пиратов и прочих любителей пошатать систему.

На момент описываемых в A Total War Saga: Troy событий весь этот мир стремительно катится к катастрофе вселенского масштаба всего-навсего из-за четырехлетнего неурожая в дельте Нила. Лишившись привычной доли продовольствия, так называемые «народы моря» двинулись в поход на юго-восток и растерли в пыль все великолепие бронзового века, споткнувшись только о сам Египет и несгибаемую волю Рамзеса Второго.

Троя примерно вдвое больше всех прочих городов
Троя примерно вдвое больше всех прочих городов

Прямо по ходу Троянской войны или несколько позже вся прото-греческая цивилизация была начисто стерта с лица земли, большинство полисов оказалось разрушено и больше никогда не заселялось, греки утратили письменность, большую часть населения и земель и около четырехсот лет влачили жалкое существование.

Если рассматривать события A Total War Saga: Troy с этой точки зрения, то весь поход ахейцев в Троаду представляется не благородным порывом ради восстановления справедливости, а отчаянной попыткой урвать как можно более лакомый кусок, присоединившись к нарастающей вакханалии насилия.

С такой позиции совершенно в ином свете предстают деяния и Менелая, и Агамемнона, и Ахилла, и многих других действующих лиц. А это, согласитесь, весьма важно в такой сюжетно-ориентированной стратегии как А Total War Saga: Troy.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ SEGA

SEGA неспроста согласилась устроить бесплатную раздачу А Total War Saga: Troy в Epic Store. Ей было важно, чтобы игра попала преимущественно руки неофитов, пока еще не знакомых с серией. Еще важнее было не отпугнуть их слишком сложными игровыми механиками, поэтому в А Total War Saga: Troy тщательно скруглены все острые углы и по максимуму выпрямлены логические цепи, связывающие игровые сущности. При этом, конечно, пострадало множество уникальных черт серии, традиционно считающихся ее главными достоинствами. В первую очередь это касается стратегического слоя, где теперь невозможно ошибиться или зайти в тупик.

Осадные башни приходится сначала изучить, а потом только строить
Осадные башни приходится сначала изучить, а потом только строить

Система бартерного обмена много проще обычной для Total War международной торговли с привязанными к спросу ценами на товары. Нет ни торговых путей, которые то и дело перерезают враги, ни неспешно путешествующих по ним караванов. Ресурсы поступают в казну сразу после заключения сделки, а их обменная ценность зависит только от запасов вашего визави. Если у него обмениваемый ресурс в избытке, он отдаст его за бесценок, в противном случае придется изрядно поторговаться.

Исчезла интрига из дипломатических отношений. Теперь в интерфейсе имеется специальная иконка, показывающая будущую реакцию на предлагаемый договор. Есть даже кнопка, позволяющая автоматически подкорректировать условия сделки до взаимоприемлемых. То есть рассориться с кем бы то ни было, оскорбив его невыгодным предложением, никак нельзя. Испортить отношения с фракциями в «Трое» можно только сознательно: выдвинув ультиматум, или объявив войну.

Примерно то же самое происходит в градостроении – все разжевано и разложено по полочкам. Всякие тонкие материи типа коррупции и здоровья населения вырезаны начисто, а то, что осталось, снабжено ярлыками и разложено отдельными стопками в интерфейсе.

Тактическая часть осталась более-менее нетронутой, разве что реестр юнитов скромней обычного – что, впрочем, вполне оправданно сеттингом. Цена тактических решений на поле боя задрана, чтобы ошибки были сразу очевидны, а удачные приемы давали ощутимый и быстрый эффект. Так делают на тренажерах, чтобы ученику было проще устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и реакцией тренажера.

Тот самый конь. Вмещает шесть юнитов
Тот самый конь. Вмещает шесть юнитов

Между тем, A Total War Saga: Troy, несмотря на отсутствие многих частностей, дает понимание обо всех важных для Total War сущностях: о значимости культурного влияния, о необходимости следить за военными союзами и действиями соседей, о снабжении армий, об осадах, о роли агентов и многом другом, что необходимо будет знать, переходя от Saga к более комплексным играм основной линейки.

В качестве учебника и тренажера для начинающих A Total War Saga: Troy просто идеальна. Этого, к сожалению, не понимают ветераны серии, сбежавшиеся на Metacritic помахать красными флажками. Друзья, эта игра сделана не для вас. Возвращайтесь в Китай, в Рим или в Ультуан, если уж на то пошло. Оставьте «Трою» неофитам.

РАЗ НА РАЗ НЕ ПРИХОДИТСЯ

Помимо решения издательских задач, A Total War Saga: Troy послужила полигоном для отработки технических нововведений и тестирования новых механик. Если с первыми все понятно и хорошо: смена дня и ночи на стратегической карте, наконец-то «ожившая» вода и прочие усовершенствования графики пошли движку от Warhammer 2 явно на пользу, то по части игровых новшеств не все так гладко.

Табличка не врет, стены в Troy неразрушимы
Табличка не врет, стены в Troy неразрушимы

Взять хотя бы персональные механики легендарных героев. Раньше в серии были только расовые механики типа орды, введенной для гуннов еще в «Атилле», а позже перенесенной на орков в Warhammer 2, или тайных городов крысолюдов там же. Теперь CA решила идти дальше и придумать персональные механики для каждого из героев. Как и в любом эксперименте, результаты получились неоднородные. Некоторые персонажи превратились в настоящих читеров. Среди них Одиссей, который умеет строить собственные казармы в чужих городах, причем не только у союзников, но и во вражеских поселениях. Это позволяет ему не тратиться на содержание войск при дальних экспедициях, а набирать отряды прямо на месте. Ну и возможность пополнять потрепанные стеки, не отходя от осадной кассы, тоже тянет на легальный чит. То же самое можно сказать о Менелае, который умеет нанимать любые отряды из казарм союзников. Цена при этом вполне регулярная. Ведя взвешенную дипломатию, спартанец может вообще на заморачиваться военным строительством, набирая при этом весьма сбалансированную армию.

Другие персонажи получились более-менее балансными, но сложными в управлении. Самый яркий пример – агрессивно-компульсивный социопат Ахилл. Этому маньяку необходимо постоянно кого-нибудь побеждать, а еще лучше убивать в личном поединке. Для Ахилла проблема даже пересидеть пару ходов в городе, чтобы пополнить поредевшие в предыдущей стычке отряды. Он начинает беситься и портить глобальные статистики фракции типа уровня довольства населения и количества производимых ресурсов. После стремительного избиения и захвата ближайших соседей возникает проблема, за чей еще счет утолить ненасытную жажду славы? Долгие переходы по морю для Ахилла нестерпимо скучны, а это имеет прямые экономические последствия. Да и быстрый рост территорий вызывает у союзников в Спарте и Микенах некоторые опасения.

Проход мечников в тыл – это фаталити
Проход мечников в тыл – это фаталити

Третья категория персонажей – унылые недогерои типа Париса, которому приходится повсюду таскать за собой Елену, чтобы не впадать в любовную тоску и не портить мораль армии. А это все равно, что на корриде бегать по арене, нацепив на зад красную тряпку, на которую бросаются Менелай и Агамемнон. Сюда же можно отнести Сарпедона Плюшкина, стаскивающего к себе на Родос особые ресурсы со всего мира. Идея создать героя-купца, распространяющего политическое влияние при помощи торговли, провалилась на корню – Сарпедон получился совершенно неинтересным.

Примерно такой же неинтересной получилась механика божественного вмешательства в дела земные. Затраты на накачку благосклонности того или иного из олимпийцев несравнимы с получаемой выгодой. За такое количество продовольствия и золота можно нанять армию, которая решит любые вопросы без строительства храмов, воспитания жриц и прочей религиозной возни.

Не все ладно и с ветками развития героев и агентов. Два копеечных шпиона-отравителя однозначно эффективнее дорогостоящей армии элитных воинов. За те же три-четыре хода, пока длилась бы осада, два специалиста по отравлению колодцев способны выкосить гарнизон и стоящую в городе армию практически целиком. После чего город можно брать практически голыми руками. Что касается полевых армий, их саботажем можно довести до самороспуска.

Развалинами Трои удовлетворен
Развалинами Трои удовлетворен

Следует отметить и некоторую асимметрию в сюжетной мотивации противоборствующих сторон. Если у ахейцев есть вполне понятная и конкретная цель – взять Трою и вернуть Елену, то с противоположной стороны смыслы не всегда четко очерчены. Играя за какого-нибудь Энея, довольно трудно понять, зачем ты вообще нужен. Пока Гектор и Парис бьются за папино расположение, наследство и трон, их двоюродный дядюшка и кузен Приама ведет совершенно бессмысленную жизнь знатного троянского вельможи без особых перспектив престолонаследия.

Понятно, что на то он и тестовый полигон, чтобы проверять как удачные, так и сомнительные идеи, но в результате целые куски игры становятся либо скучными, либо вовсе не играбельными.

Если оценивать A Total War Saga: Troy по меркам Rome II, Empire, Attila, Warhammer II и прочих гигантов серии, то «Троя», конечно, не выдерживает сравнения. Но штука в том, что она и не должна этого делать. Вся линейка Saga и Troy в частности придуманы для того, чтобы очень походить на Total War, но не быть им в полной мере. Задача A Total War Saga: Troy – потрясти чувства, не перегружая мозг. И с этой задачей троянская серия Saga справляется. А что касается серьезной проверки мыслительных способностей ветеранов серии, с этим придется подождать до релиза Warhammer III. Судя по набору тестируемых в Troy механик, триквел уже на подходе.

Рейтинг - 8,2

-9

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц