Пишешь уже тогда, когда просто нет сил продолжать бессмысленный поход по лабиринту издательских правил, стандартов и установок. ДО чего же надоело с утра до ночи читать – КАК ПРОДВИНУТЬ написанную книгу, ЧТО нужно сделать, чтобы книгу опубликовали издатели, КАКАЯ книга считается популярной.
Миллион статей, миллион советов, сплошные разделы «Как опубликовать книгу»? (How to get published?).
Читаешь инструкции даже от зарубежных известных «литературных агентов» (хотя именно они и должны продвигать книгу) и все одно и то же: «Представьте себя в выгодном свете!», «Умейте продать себя!», «Докажите, что Вы писатель!»…
Дело не в том, что в этих советах нет ничего путного, наоборот – как ПРОДВИНУТЬ книгу (то есть сделать книгу ПРОДАВАЕМОЙ и популярной) – эти советы как раз-таки помогают. Следуя всем предписанным правилам и советам – книга станет возможно популярной на какое-то время, только никогда не закрепится настоящий успех, как за настоящими классиками.
ПОЧЕМУ?
Потому что идет совмещение несовместимых ролей – писателя и «продвигателя» (ну назовем его «менеджер», или «литературный агент»).
Первая проблема заключается именно в том, что по определению талантливый писатель, то есть тот, кто может написать Произведение с большой буквы, которое будут читать и перечитывать, НЕ бывает хорошим «продвигателем».
Вторая проблема заключается в том, что по определению талантливый «продвигатель» (продавец) НИКОГДА не напишет ничего интересного.
И вот такое совмещение разных социальных ролей привело к тому, что читать в современной российской литературе (да и в зарубежной тоже) стало совершенно нечего. Перечитываем книги НАСТОЯЩИХ писателей, тех, кого вообще никто публиковать не хотел, тех, кто никогда себя не продвигал, но был Писателем и умел Писать гениальные произведения.
Причем все же можем привести кучу примеров настоящих писателей, кого никто не хотел публиковать, и многие стали классиками уже после смерти. И все равно верим и опираемся на чудесное «продвижение).
В чем разница социальных ролей писателя и продавца?
1. Писатель – всегда тонко чувствующий реальность, «сам в себя» погруженный человек, умеющий не только чувствовать, но использовать Слова для передачи уникальных наблюдений на бумагу. Совершенно нереально, чтобы человек, умеющий погружаться на глубину, мог «вписаться» во все тропы и пути издательского лабиринта и выучить все необходимые ходы «лабиринта продвижения книги». По той простой причине, что все пути и повороты находятся наверху, на поверхности.
2. Продвигатель (продавец, менеджер) - всегда быстро и адекватно определяющий внешний мир, запросы, движения, пути, повороты. Продавец всегда знает – куда и в какое время повернуть, чтобы попасть на финишную прямую, причем всегда успешную. Только человек, ориентированный на внешний мир в лучшем случае напишет наблюдения или аналитический обзор, но никогда не создаст настоящее литературное произведение, которое будет интересно.
И дело вовсе не в том, что одним быть лучше, а другим – хуже. Нет. Это просто абсолютно РАЗНЫЕ роли.
Писатель, который начинает осваивать механизмы продвижения вынужден «подняться с глубины на поверхность» и не факт, что сможет опустить туда еще раз. Начавший продвигать с большей долей вероятности перестанет замечать тонкости реальности и не сможет писать. То есть научившийся "продвигать" писатель станет продавцом.
Продавец (продвигатель), который вдруг начнет писать, вынужден будет «опуститься с поверхности на глубину», и да, тогда начнет писать действительно интересные вещи, но перестанет быть продвигателем, а станет писателем.
Понятно, конечно, требования издательств, которые получают 300-500 рукописей в год, а опубликовать могут только 2-3 книги. Понятно, что они хотят, чтобы письмо от автора «зацепило» взгляд и обратило на себя внимание. В результате издательства публикуют в 90 % случаев не талантливых писателей, а талантливых «продвигателей», кто умеет себя продать, кто умеет себя преподнести. И в результате нам совершенно нечего читать.
Тонко чувствующие, меланхоличные, погруженные в себя, но действительно имеющие Талант писатели, остаются «в тени», потому что сами продать себя не могут. Даже литературные агенты за них не берутся, потому что «продать себя» надо уже и агенту, чтобы выделиться из толпы остальных.
Выполнять нужно свои роли
Для того, чтобы в современной литературе появились значимые бестселлеры, каждый должен вернуться на свои места, и выполнять свои роли:
- писатель должен быть «на глубине», замечая в реальности то, что совершенно не видят другие, и переносить это на бумагу;
- продавцы должны продвигать писателей, кто что-то написал действительно талантливое и интересное;
- литературные агентства и издатели не должны ориентироваться на прекрасно составленные аннотации и заинтересовавшие их резюме; должен быть специальный отдел или человек, кто будет искать НАСТОЯЩИХ писателей, именно тех, кто не умеет и не должен уметь себя продвигать.
С ув. Марианна Малиновская, "Потерянные в лабиринте"