1. Умножение есть кратное увеличение экземплярности чего-либо. Размножение — это не кратное, а простое увеличение количества экземпляров, правда, с распространением от точки размножения, так сказать с развеиванием по ветру.
2. Когда человек размножается, он наглядно свидетельствует о своём переходе от единства ко множественности и тем самым дробит своё единство. Становится мельче. Причём принципиально совершенно неважно, как реализуется это множество: (1) в натуральных родных детях; (2) в первых учениках, последующих апостолах и примкнувших остолопах; (3) в формировании традиции совершенно далёкими от исходной точки единства людьми, как Марсилио Фичино с Платоновской академией в Кареджи и Джованни Пико делла Мирандола с Платоновской академией во Флоренции или Пьер Гассенди с его возрождением Эпикура.
3. В первом случае человек множится физически. Особенно дробится и разламывается в этом процессе женщина. Но и мужчина физически меняется с появлением детей. Вообще семейная жизнь и воспитание родившихся детей кардинально меняет человека, заставляет его переключить внимание с себя на кого-то другого. Изнутри вовне. Пример женившегося и обзаведшегося детьми С. С. Аверинцева вопиет в веках. Вместо того, чтобы заниматься литературоведческими и философскими исследованиями, что у него неплохо получалось, пусть и желалось относительно него лучшего, парень кинулся зарабатывать деньги преподаванием в «загранишных» университетах и в этой работе быстро стёрся и истлел, хотя, вероятно, и да дело попутно с преподаванием в Австрии критиковал Венскую оперу.
4. Во втором случае непосредственно от учителя к ученикам переходят устойчивые знания, подвижные устремления и наглядный образ жизни учителя. И в этом казусе учитель выходит в тираж. Некоторые учителя настолько зависимы от связи с учениками, что попросту не мыслят себя без учеников, как В. И. Ленин без революции и политики вообще. Особенно на школьных учителях заметна эта не только выворотка стопы, как у балетных плясуний, а выворотка ума, души и даже тела навстречу ученикам и ученицам. Лишите этих учителей общения с учениками и ученицами, разговоров о своих двоечниках при встречах друг с другом — и этих людей просто не будет, они испарятся.
5. В третьем случае мы находим наглядное свидетельство, что Платон или какой другой мыслитель есть эманирующий эйдос. Он постоянно и непрерывно изливает копии самого себя через край самого себя. Любой желающий может их воспринять и возиться с ними по своему усмотрению. Понятно, что эманирующий эйдос неиссякаем, как волшебный ключ или ручей. Но понятно также, что эманирующий эйдос множится, отходит от своего единства именно в своих эманациях, которые он разбрасывает направо и налево, всюду, как горячий курортник в окружении санаторных красоток.
6. Идеально единым будет неэманирующий самим собой эйдос. Этот эйдос порождает эманирующие эйдосы, но не эманирует своими образами. Его эманации в отличных от него эйдосах, то есть в творчестве. Л. Н. Толстой не есть ни «Война и мир», ни «Анна Каренина». Не есть даже «Воскресение». Однако эти романы — продукты его творчества. Так проявляется эйдос, эманирующий эйдосами, а не копиями себя, любимого.
7. Мыслим, конечно, ещё и нетворческий эйдос, тот, который даже не порождает ничего, так сосредоточен на себе самом, ему некогда множиться. Но это ж наш прекрасный мир, космос, который никем из богов и людей не порождён, всегда был и всех богов и людей, эйдосы и вещи содержит в себе самом.
2020.09.10.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4851-размножение-и-личность/1731538700349042