Здравствуйте. Продолжаем идти по казанским следам Максима Горького, Федора Шаляпина и их сегодняшних наследников.
Из сына Феди измученный нуждой Иван Яковлевич Шаляпин пытался вылепить мастерового. Внушал мальчику, насколько лучше к жизни приспособлены знатоки ремесел, нежели простонародье.
Приводил в пример знакомых нам уже личностей: Лисицына - сына крестьянина, который стал купцом и сдавал Шаляпиным комнатушки в своих домах. Или Луппа Марусова, из сапожника удачно выбившегося во владельца доходных домов.
Не слушая возражения сына, пристраивал его то учеником токаря, то в начальное училище - овладевать ремеслом сапожника. А потом и вовсе отправил 12-летнего мальчишку в Арск учиться столярному ремеслу. И только болезнь матери позволила Феде, безмерно тосковавшему по Казани, церковным хорам, театрам, вернуться домой.
В 1886 году в семье Шаляпиных (где помимо Феди рос двухлетний Вася) родился еще один сын Коля, но он был слабенький и умер. Умер, как и Николай, родившийся в ноябре 1876 года в Кощаково, как и Евдокия, появившаяся на свет в августе 1875, когда семья снимала угол в Ометьевских выселках.
Николй и Евдокия (названная в честь матери) скончались в эпидемию 1882 года от скарлатины. Федор тоже переболел тяжело. Семья тогда жила на Сенной площади. Иван Яковлевич, потерявший уже четверых детей, из Татарской слободы перебрался в Суконную и с горя стал чаще выпивать.
Видимо, поняв, что ремесленника из Феди не получится, а вот грамотностью и сообразительностью он возьмет свое, И.Я.Шаляпин устроил сына на службу. Туда же, где сам корпел над бумагами - в Казанскую уездную земскую управу (нынешний адрес: ул. Жуковского, 4).
В беспросветную писарскую жизнь мальчика яркими красками врывались театральные впечатления. Перекусив наспех в ближайшей к управе булочной (Деренкова), Федя бежал в Панаевский сад.
Театральные постановки летом переносились сады, особенно популярен был у казанцев Панаевский сад. До него от земской управы было рукой подать. Описывая в автобиографии 1886-1890 годы, Шаляпин чаще всего упоминал Панаевский сад и Панаевский театр.
В 1886 году сад с театром перешел по наследству от Лиодора Александровича Панаева его сыну Ахиллесу Панаеву, руководившему казанским оперным оркестром. Позже Шаляпин в Санкт-Петербурге полюбил другой Панаевский театр, на Адмиралтейской набережной, который принадлежал Валериану Александровичу Панаеву - дяде Ахиллеса Лиодоровича.
В Казани в Панаевском театре на летней веранде в июле 1887 года состоялся дебют Шаляпина-артиста, который он с треском провалил. Дело обстояло так. Высокорослому мальчику поручили играть роль жандармского унтер-офицера Роже в мелодраме «Бродяги». Представ перед публикой в мундире с красными эполетами, треуголке и с саблей, Федя Шаляпин напрочь забыл, какой он (гроза воров) ответ должен дать приказчику на вопрос о лошадях.
В автобиографии через много лет он так описывал минуты позора: «Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел…»
В общем, публика ему показалась многогласно хохочущей громадной пастью, от которой спас опустившийся занавес. Тут же на незадачливого актера-любителя набросился режиссер, с яростью срывая с костюм и ботфорты…
Плачущий Шаляпин нашел приют у товарища, а затем получил нагоняй в управе за трехдневный прогул. Пережитый конфуз не отвадил его от Панаевского сада.
Придя в себя, Шаляпин вновь стал ходить на спектакли (а их ставилось очень много), слушал великолепного чтеца Андреева-Бурлака. Мог бесплатно смотреть любые постановки да еще получать за это деньги, так как подрабатывал статистом на сцене.
Испытания, сыпавшиеся на него с первых лет жизни, кого-то и ломают, но не таков был Федор Шаляпин! Он был ужасно застенчив, но мечтателен и деятелен. И любовь к искусству и к своим близким через множество терний вывела его на звездный путь.
… У Ивана Яковлевича совсем испортилось зрение, и семья какое-то время выживала на заработки юного Федора: помимо службы в управе, статистом в театре, он успевал петь в церковном хоре. А вот поступить в театральный хор, куда вдруг открыли набор, не смог.
Алексея Пешкова взяли в хор, а будущего великого певца Федора Шаляпина ждал от ворот поворот (у подростка ломался голос). И такие бывают в жизни казусы. С Пешковым, работавшим у Деренкова, они вращались в Казани в параллельных мирах. Даже участвовали статистами в одних спектаклях – и узнали об этом лишь состоявшимися личностями, когда познакомились и стали друзьями. Горький помогал Шаляпину в редактировании автобиографии.
В 1888 году новый хозяин сдал Панаевский сад в аренду меценату Серебрякову, который сотворил чудо. Во-первых, Василий Богданович расширил территорию сада за счет заброшенного пустыря. Во-вторых, построил здесь двухъярусный театр, беседки, кегельбан и ввел другие приятные новшества.
В-третьих, в Панаевский сад, в новый шахматный клуб, летом перебирались любители шахмат из здания, которое располагается на перекрестке нынешних улиц Пушкина и Карла Маркса. Читайте ЗДЕСЬ статью «Про шахматный клуб и про персоны. Кто из казанцев переиграл самого Александра Алехина, и кто - Михаила Ботвинника".
Теперь на месте Панаевского сада располагается стадион «Динамо». Спортивное общество «Динамо» создавалось в 1923 году по замыслу Феликса Дзержинского для сотрудников силовых структур страны.
По одной из легенд, название спортивному обществу дал Максим Горький, придумав лозунг «Сила - в движении». Мощное имя и спортивные успехи привели «Динамо» к большой популярности в СССР.
Казанское «Динамо» обосновалось на пересечении улиц Горького и Щапова, в Панаевском саду, где летом 1926 года были оборудованы простенькие спортивные площадки. Зимой, как и в 19 веке, заливался каток.
На месте полуразрушенных строений Панаевского сада в 1927 году силами «динамовцев» по проекту архитектора Петра Сперанского был построен крупнейший в Поволжье стадион.
На территории бывшего Панаевского сад также размещается одно из замечательных учреждений Казани – муниципальное учреждение дополнительного образования «Городской дворец детского творчества имени Абдуллы Алиша».
Дворец пионеров в Казани был открыт в 1934 году, а в новое здание на территории бывшего Панаевского сада пионеры вселились в 1961 году. Имя писателя, публициста, героя-антифашиста городскому центру детского творчества было присвоено в 1965 году. За особые заслуги, за любовь, наверное, к детям, родине.
Этот самоотверженный человек внес немало замечательного в жизнь Казани. Родился Абдулла Алиш в Спасском уезде (Спасский район Татарстана). В Казани окончил землеустроительный техникум.
В 1930-е годы беспокоился о сохранности водных ресурсов Казани, судьбе озера Кабан, куда попадали нечистоты. Выступал на страницах газет со статьями о необходимости строительства канализационных систем, с чувством гордости сообщал о строительстве в 1931 году электростанции.
Трудился техником на казанских предприятиях коммунального строительства, а также занимался литературной деятельностью. Организовал литературный кружок для детей и увлеченно учил юных любителей пера. В 1936 году Алиш был командирован в Харьков, где изучал опыт работы первого в СССР Дворца пионеров и затем развивал детское движение в ТАССР.
С началом Великой Отечественной войны Абдулла Алиш ушел на фронт. Попав в плен, не отчаялся, а включился в подпольную борьбу в татарском легионе. Его фамилию вы найдете на памятных досках среди 11 соратников Мусы Джалиля, казненных 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее. До нас дошли лишь 15 стихотворений, написанных Абдуллой Алишем в застенках.
Панаевский сад сыграл свою немаловажную роль в творческом развитии Федора Ивановича Шаляпина, Максима Горького и многих других личностей 19- го - начала 20 столетий.
Детям 21 века трудно представить, в каких тяжелейших условиях выковывались характер и артистический талант Феди Шаляпина. Еще сложнее понять, как можно лечь под нож, как Алиш, чтобы не предать свои идеи, Родину.
Замечательно, что эта территория, где когда-то был Панаевский сад, продолжает оставаться местом сосредоточения энергетики движения, силы, добра, любви к творчеству.