Диаграмма направленности
Диаграмма направленности - это важная характеристика микрофона, которая показывает, как чувствительность мембраны соотносится с местоположением звукового источника в окружающей среде. Разные диаграммы направленности обеспечивают разный охват звука в пространстве. Другими словами, это то, как микрофон слышит и сколько у него ушей. Выбор микрофона зависит от того, с каким источником звука будет взаимодействовать устройство. Это один источник, несколько или целое поле? Самые распространенные характеристики направленности: кардиоидная, суперкардиоидная, восьмерка и круговая.
Кардиоидные диаграммы направленности
Кардиоидная направленность/Cardioid
Схема кардиоидной диаграммы напоминает форму сердца, поэтому эта полярность так названа. Микрофоны кардиоидной направленности наиболее чувствительны к звуку, расположенному спереди, менее чувствительны к боковым сигналам и слабо чувствительны к задним. Такие модели подойдут для записи вокала и солирующих инструментов, сценических выступлений, а также для точечного снятия звука в полевой записи. Кроме того, кардиоидная направленность минимизирует эффект обратной связи. Кардиоидные микрофоны обладают эффектом приближения, что может быть хорошей характеристикой для дикторов, записи речи или усиления низкочастотного диапазона инструмента.
Эффект приближения - это усиление низких частот при приближении микрофона к источнику звука. Конденсаторные кардиоидные микрофоны обладают самым ярким эффектом приближения. Это явление нужно тогда, когда хочется усилить низкие частоты.
Гиперкардиоидная направленность/Hypercardioid
Данная направленность чувствительна к звуку, расположенному спереди и частично сзади, но в сравнении с кардиоидной диаграммой зона захвата переднего звука более узкая. Гиперкардиоидный микрофон почти не воспринимает боковые звуки, что помогает создавать мертвые зоны, на сцене для избежания эффекта обратной связи, работать в шумной обстановке с одним источником звука, делать полевые записи точно прицеливаясь в желаемый звук.
Суперкардиоидная направленность/Supercardioid
Суперкардиоидные микрофоны имеют более узкий охват передних звуков, чем кардиоидные, но более широкий, чем гиперкардиоидные. В отличие от кардиоидных микрофонов, данный тип диаграммы захватывает задние звуки, но этот захват меньше, чем у гиперакрдиоидных схем. Микрофон - суперкардиоида менее чувствителен к боковым звукам, что позволяет избегать эффекта обратной связи на сцене и в студии, работать с отдельными источниками звука, записывать звук на киноплощадках и делать полевые записи.
Субкардиоидная направленность/Wide Cardioid
Субкардиоидная схема имеет большой однонаправленный узор, что дает широкий охват звука спереди. Такие микрофоны менее чувствительны к по боковым и задним звукам. Субкардиоидные микрофоны подходят для работы с речью, вокалом и инструментами, но они обаладают меньшим эффектом близости по сравнению с кардиоидными диаграммами. Широкий охват микрофона позволяет записывать звук исходящий из нескольких точек пространства.
Лобар/Lobar
Лобар - это однонаправленная диаграмма высокой линейности, интегрированная в микрофоны-пушки. Запись на микрофон с такой направленностью используется в основном в кино, когда нужен точный прицел или запись далекого звука. Самая чувствительная зона микрофона - передняя, но также эта диаграмма имеет небольшие лепестки чувствительности с боковых сторон (90º и 270º градусов) и сзади (180º). Полярность лобар - это гибрид суперкардиоидной и гиперкардиоидной диаграмм. Но перед микрофонным капсюлем установлена сужающая схему захвата интерференционная трубка, через которую проникает сигнал.
Круговая, восьмёрка, граничный слой
Круговая направленность/Omnidirectional
Микрофоны с данной характеристикой диафрагмы подойдут для записи звука исходящего со всех сторон. Это может быть инструментальный или вокальный ансамбль, хор, окружающая среда, перемещающийся звук в пространстве, конференция. Мембрана всенаправленного микрофона имеет одинаковую чувствительность по всем направлениям, поэтому его не нужно направлять специально на источник звука. Всенаправленные микрофоны имеют ровный частотный отклик, что хорошо для записи инструментов с большим диапазоном. У микрофона с круговой диаграммой направленности нет эффекта приближения, что позволяет располагать устройство очень близко к сигналу при этом не получая искажений и избытка низких частот.
Восьмерка/Bidirectional
Микрофон-восьмерка делает захват переднего и заднего звука и практически на чувствителен к боковым сигналам. Такие микрофоны используют для интервью, студийной и полевой записей. С помощью двунаправленного микрофона можно создать разработанную и запатентованную инженером Аланом Блюмлейном конфигурацию - Mid Side. Такая запись осуществляется с помощью двух микрофонов: Mid - центральный однонаправленный микрофон и Side - восьмерка, расположенная под углом 90º. Данная конфигурация значительно упрощает дальнейшую обработку звука, расширяет диапазон возможностей при сведении.
Микрофоны граничного слоя/PZM
Граничные микрофоны могут быть любой направленности, но самая важная характеристика - это наличие границы или плоской поверхности, которая блокирует задние отражения. Таким образом диаграмма PZM становится полусферической.
Словарик. Часть 3. Конфигурации микрофонов
Словарик. Часть 2. Разновидности микрофонов по принципу действия