Для многих не является тайной существование такой техники, как обучение во сне. Очень удобной, если необходимый материал уже записан на электронный носитель, а для его усвоения необходимо лишь прослушать нужную информацию в течении пары ночей. Но насколько правдиво данное заявление? Давайте разбираться!
Обучение во сне: причины для подтверждения
М.Г. Браун, в свой работе по исследованию обучения проводил опрос, результаты которого показали, что 68% респондентов считают возможным изучение новой информации во время сна.
Одна из основных причин полагать, что обучение возможно в период сна, исходит от данных, где фиксировалась возможность человека принимать внешние стимулы и вводить их в свой сон. У.Ч. Демент, обнаружил, что внешние раздражители, которые стимулировались на спящих субъектах во время эксперимента, включались в их сны. Например, брызги водой могли формировать образ протекающей крыши. То же самое касается и других раздражителей, таких как: голос, свет, звонок и т.д.
Помимо этого, существую первоначальные эксперименты , которые заверяют возможность обучения во сне. Так, например, С.У. Саймон и У.Х. Эммонс в своем исследовании подготавливали моряков, изучавших азбуку Морзе. Результаты показали, что группа, которая изучала материал еще и во время сна, справилась с усвоением информации на три недели быстрее, чем та, что изучала те же данные только в период бодрствования.
Обучение во сне: причины для отрицания
Исследование У.Ч. Демента не показывает, что обучение во время сна возможно. Да, человек способен внести внешний раздражающий стимул в свой сон, но это не подтверждает возможность усваивать новую сложную информацию (иностранные языки или математические формулы), которую он сможет вспомнить и применить в повседневной жизни.
Касательно других, ранних исследований, стоит отметить, что почти все они проводились без фиксации мозговых волн испытуемых. Проще говоря, нет гарантий, которые бы подтвердили, что респонденты спали, прослушивая стимульный материал. Р.Х. Логи и С.С. Делия отметили, что исследования, которые контролировались отслеживанием мозговых волн, не смогли предоставить должных доказательств в пользу обучения во время сна.
Заключение
Существует ряд работ, которые доказывают обучаемость во сне. Но, как отмечалось выше, большая часть из них не фиксировала волны головного мозга для точного подтверждения отсутствия бодрствования. Вполне возможно, симультанный материал, который прослушивали спящие, будил их, или они слышали отрывки, когда-то просыпались, то засыпали. Ведь прослушивание записей куда более эффективно во время бодрствования.
Спасибо за уделенное внимание! Не забывайте подписываться на канал, чтобы следить за большим количеством #научных и #интересных фактов.
Если Вас заинтересовала эта статья, можете ознакомиться с другой, схожей по теме: «Сны всегда содержат символический смысл»?
Недавние публикации, которые могут быть интересны: