Сегодня некоторые искренне верующие люди считают необходимым для христиан буквально соблюдать ветхозаветное постановление о календарной субботе. В то же время для многих других не менее искренних христиан очевидна истина, отраженная в Новом Завете:
«Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Колоссянам 2:16).
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Римлянам 14:5,6).
«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Галатам 4:9-11).
Как следует из вышеприведенных стихов Нового Завета, постановление о буквальной календарной субботе, уже не имеет того обязательного статуса, который был свойственен ей в ветхозаветные времена (Сравните Матфея 9:16,17). Не то, чтобы соблюдение этой заповеди вдруг оказалось чем-то плохим. Нет, если верующий человек считает для себя нужным продолжать выделять седьмой день в неделе, то это его полное право. Тем не менее для новозаветного христианина соблюдение календарной субботы потеряло свое значение, так как сама суть субботы теперь отражена в роли Христа, который и дает тот самый истинный «покой» («суббота» - евр. «шабат», «покой») (Матфея 11:28,29).
«По духу, а не по букве»
Некоторые верующие люди, к сожалению, не осознают этого важного обстоятельства. Как следствие, с их стороны можно услышать такое мнение: «Если Четвертая заповедь теперь не обязательна к исполнению, значит, и Девять остальных можно тоже не соблюдать? Ну, нельзя же делить Десятисловие на важное и не важное! Если в Ветхом Завете имеется указание чтить субботу, разве не следует это делать буквально?»
В принципе, такой взгляд можно понять. Но он логичен ровно настолько же, насколько было логично утверждение ветхозаветного Божьего служителя о необходимости принесения жертвы за наши грехи. Необходимость жертвы осознавал еще Авель, второй сын наших прародителей Адама и Евы. Это же вполне оправданно понимали и Авраам, и Иов, и многие другие служители, которые поклонялись Богу задолго да установления Моисеева Закона (Евреям 10:3,4). Собственно, это понимают и современные христиане. Но они осознают нечто более важное – истинную Жертву, благодаря которой мы и спасаемся – Иисуса Христа (Римлянам 7:25; Евреям 10:5-10). Что же изменилось? Сам принцип необходимости жертвенного выкупа до сих пор остался не изменен. Но его форма стала иной: не кровь быков и овечек, а кровь Божьего Сына! (Евреям 10:1-12; 1 Петра 1:18,19). Иисус стал «Агнцем» (Иоанна 1:29,36) Мы спасаемся благодаря жертве Христа! (Ефесянам 2:15,16; Колоссянам 2:13,14).
«По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евреям 10:10-12).
Иисус НЕ ОТМЕНИЛ установленный законом ПРИНЦИП жертвенности за грехи человека, но ПРИВЕЛ ЕГО К СОВЕРШЕННОМУ ИСПОЛНЕНИЮ, раз и навсегда искупив людей от греха и смерти. Как следствие, отпала сама необходимость в этих целях «многократно приносить одни и те же жертвы», потому что Христос сам стал за нас этой жертвой (Иоанна 1:29; 1 Тимофею 2:5,6).
Тем не менее, ни один христианин не может заявить, будто он уже не нуждается в силе жертвенного выкупа. Хотя Христу нет необходимости «многократно приносить Себя», но он сделал это, «однажды принеся Себя в жертву», всё же каждый христианин осознает для себя необходимость крепко держаться принципа выкупа, чтобы не потерять спасения (Евреям 9:25-28). «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» (Евреям 10:26). Поэтому, закон соблюдения жертвоприношений для учеников Христа потерял силу, но ПРИНЦИП спасения через искупительную жертву (теперь в лице Иисуса) остается незыблемым.
Подобным образом нашло свое истинное осуществление неизменное в прошлом указание об обрезании, которое тоже появилось задолго до Моисеева закона, начиная с Авраама (Бытие 17:9-14,23-27; Деяния 7:8). Несмотря на то, что обрезание по плоти многими веками требовало соблюдения со стороны Божьих служителей, Писание все же подчеркивало превосходящую роль «духа» (принципа) обрезания над его «буквой», когда призывало «обрезать крайнюю плоть сердца вашего» (Сравните Второзаконие 10:16; Иеремия 4:4).
Можно ли сказать, что духовный принцип обрезания отменен для христиан? Нет. Они продолжают послушно следовать ему, посвящая самих себя и свои жизни Богу. Принцип обрезания для последователей Христа отражен в их «обрезании, которое в сердце, по духу, а не по букве», что подчеркивается их посвящением и крещением (Римлянам 2:28,29; Деяния 2:38).
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Колоссянам 2:11).
«Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Филиппийцам 3:3).
При этом, соблюдая духовный принцип обрезания, христианам нет необходимости следовать его «букве», т.е. буквальному исполнению этого повеления по плоти (Галатам 5:1-12; Филиппийцам 3:2; Колоссянам 3:11; Титу 1:10,11).
То же касалось и множества других важных предписаний Закона, включая «пищу, или питие, или какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Колоссянам 2:16). Если ранее подобные указания Закона следовало регулярно и скрупулезно выполнять, тщательно «наблюдая дни, месяцы, времена и годы», то теперь благодаря Христу их предназначение было достигнуто и, как следствие, отпал смысл в их дальнейшем буквальном соблюдении (Галатам 4:9-11).
Этот же принцип отражен и в случае с календарной субботой. «Дух» субботы для христиан остался неизменным – наше пребывание в Божьем покое, успокоение от мертвых дел (Евреям 4:9; 9:14). Но форма ее осуществления стала более совершенной: благодаря вере в Христа и в его исключительную роль в нашем спасении (Деяния 15:10,11).
Практически все пророческие указания закона нашли свое полное исполнение в Божьем Сыне. «Ибо все обетования Божии в Нем "да" и в Нем "аминь"» (2 Коринфянам 1:20). Для достижения этой цели, Иисус «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Галатам 4:4,5). Тем самым в точности исполнились его слова:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матфея 5:17,18).
Это в полной мере перекликается и со словами апостола Павла, писавшего:
«Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем… Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 3:31; 8:4. Сравните Галатам 3:19,22-25).
Закон был «утвержден», «исполнен» и «оправдан» посредством смерти и воскресения Иисуса. Если говорить непосредственно о субботе, то эта заповедь аналогичным образом «исполнилась», «оправдалась» (нашла свое осуществление) в лице Иисуса Христа. Она не была отменена, НО УСОВЕРШИЛАСЬ, сделав очевидной причину, по которой была дана Богом.
Точно так же, как Иисус лишь «однажды [умер за нас, став жертвенным агнцем] и приобрел вечное искупление», он раз и навсегда стал для нас и вечной «субботой», в которой мы находим духовный «покой» (Евреям 9:12,26; Матфея 11:28,29). Соответственно, как и относительно многих других предписаний Закона, для тех, кто пребывает в Христе, отпала и строгая необходимость в многократном исполнении буквального календарного субботнего дня.
«Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона… Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу» (Евреям 7:12,18,19).
«Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому… Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евреям 8:7-13).
Согласно процитированным выше словам Писания, с появлением «лучшей надежды», основанной на искупительной жертве Иисуса Христа, настала «необходимость в перемене и закона». Какой закон пришел на смену «ветшающему»? Новый Завет называет его «законом Христа» (или «законом духа жизни во Христе Иисусе», «законом царским», «законом свободы») (Галатам 6:2; Римлянам 8:2; Иакова 1:25; 2:8-12).
«Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Римлянам 3:28. Сравните Галатам 2:16; Иоанна 1:17).
Поэтому озвученная выше претензия выглядит несостоятельной. Христиане не отменяют Четвертую заповедь, а соблюдают ее согласно духу Нового Завета – но не по «букве каменных скрижалей», а как «служители Нового Завета»:
«Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа… Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:2-6).
«Чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве… Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римлянам 7:6; 8:4).
То, насколько важно служителям Бога иметь подобное понимание принципов, показал Иисус в своей Нагорной проповеди. В 5-й главе Матфея, начиная с 21 стиха, Иисус затрагивает некоторые положения из свода Десяти заповедей, подчеркивая заложенные в них намного более глубокие принципы, чем могли догадываться его слушатели. Далее, в 12-й главе Иисус показал важность правильного осознания Четвертой заповеди, когда речь зашла конкретно о субботе. Собственно, уже то, что Божий Сын вместе с учениками на пути в Галилею предпринял путешествие по «засеянным полям», а не оставался в этот день в доме, можно было расценить в качестве нарушения календарной субботы. Да и факт того, что его ученики проголодались настолько, что стали есть зерна пшеницы, указывает на длительность такого перехода в субботний день. Но Иисус четко показал приоритет духовного понимания смысла субботы над ее обрядовой стороной, когда напомнил ревнителям календарной субботы о примерах ее «нарушений» в храме:
«Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матфея 12:6-8).
Другими словами, так же, как Иисус «больше храма», он является и больше («господином») субботы. То есть, если в прошлом человек должен был подчиняться закону о субботе, то отныне над Божьими служителями есть больший Господин, «Господин субботы» – Иисус Христос. Кроме того, обрядовая сторона закона о субботе не может иметь приоритета над духовными интересами человека, потому что, по словам Иисуса, «суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2:27).
В виду этого христианам довольно странно слышать упреки в свой адрес, будто бы они отказались от Четвертой заповеди. Это неправда! Наоборот, они ее приняли всем сердцем и неустанно пребывают в ней, «ибо закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Римлянам 7:12). Но они пребывают в ней не один день в неделю, а постоянно, «день и ночь» (Откровение 7:15). Их вера в Христа – это и есть их суббота, которой они свято и неумолимо держатся (Матфея 11:28,29).