В наши дни жителям Урала река Серга известна прежде всего своими живописными местами. Здесь образован популярный природный парк «Оленьи ручьи». А в прошлые века было не до красот. Вода реки использовалась для приведения в движение заводских механизмов. В XVIII – XIX веках на Серге было основано три завода: Верхнесергинский, Нижнесергинский и Михайловский.
Получаемое на заводах железо тогда отправляли в Центральную Россию водным путём. Для этого близ Михайловского завода, недалеко от устья Серги, построили пристань. Зимой на лошадях туда свозили железо, а весной по большой воде отправляли караван из нескольких барок. После торжественного отплытия, барки вскоре попадали в реку Уфу. Она была куда спокойнее Чусовой, поэтому обычно барки благополучно доходили до цели. В основном железо продавалось на Нижегородской ярмарке.
Дорога от Верхне- и Нижнесергинского заводов до пристани была неблизкой – более 30 км. Перевозка грузов на лошадях приводила к удорожанию продукции. Мало кто знает, что однажды для уменьшения транспортных расходов в судоходных целях попробовали использовать и реку Сергу в её среднем течении. Весной 1882 года по ней отправили небольшую полубарку с 1 тысячью пудов железа.
Понаблюдать за отправкой барки на Нижнесергинском заводе собралось множество любопытных. Вот как описывал это знаменательное событие очевидец в газете «Екатеринбургская неделя» (№21, 1882 г.):
«Торжество этой отправки было неописуемое: тысячи местных жителей в праздничных нарядах с самого утра толпились на берегу реки около случайной пристани; вскоре на противоположном берегу пестрела уже и вся заводская знать. На обоих берегах и на полубаке развевались разноцветные флаги. Погода как раз стояла благоприятная; благодатный весенний день царил во всей своей красоте.
За полчаса перед отвалом был отслужен молебен и юное, мизерное судно окроплено святою водой. После молебна священники вкупе со всеми представителями заводской администрации были приглашены к роскошному (конечно, по-заводски) завтраку, сервированному тут же, на берегу. Начались тосты. Первый тост был провозглашён за благополучное путеследование юного судна, а в ответ на этот тост мирные Нижне-Сергинские горы и долины огласились салютом из двух пушек. Наконец, герой торжества тронулся в свой недалёкий, но опасный путь. Восторг толпы при этом был выше всяких пределов. Оба берега реки волновались живыми, пёстрыми массами, и восторженные, радостные крики далеко оглашали окрестность».
Успех этого эксперимента привёл бы к удешевлению заводской продукции и в перспективе к увеличению производительности. Хотя не все этому были бы рады. Значительная часть местного населения зарабатывала на гужевых грузоперевозках до пристани. Если бы железо начали сплавлять на барках, то многие остались бы без работы.
Но куда там!.. Бурная весенняя Серга на этом участке оставит далеко позади и Чусовую. Даже сейчас при сплаве по большой воде туристы могут испытать грозный нрав реки Серги. Местами только и успеваешь грести, уворачиваясь от препятствий. Что же говорить про неповоротливую барку. Эксперимент не удался. Больше таких попыток не предпринималось, продолжая перевозить железо на лошадях. А позже рядом прошла железная дорога, и сплавы железных караванов навсегда ушли в прошлое.
Об этом и других интересных фактах я рассказывал в своей книге "Река Серга". Кому интересно, приобрести её можно по этой ссылке. Благодарю за внимание! Ваш Павел Распопов.
Читайте также другие статьи:
· 5 малоизвестных мест "Оленьих ручьёв"
· 8 интересных фактов о реке Серге
· Как чугунные болванки спасали жизни людей на Чусовой