Найти тему
💰 Выбираем лучшее

Появление русских ресторанов в Германии (продолжение...)

Привет, друзья! ✌

Продолжаем нашу серию статей о появлении русской кулинарии в Германии.

Первая часть тут

В Германии, где покупательная способность населения была сильно подорвана войной, конвертируемый золотой червонец, введенный большевиками в годы нэпа, котировался не ниже доллара и фунта стерлингов и позволял жить, ни в чем себе не отказывая. Играла роль и относительная открытость российских границ в тот период: между Москвой и Берлином тогда регулярно курсировали предприниматели, издатели, деятели искусства. Отъезд из России большинством берлинцев с русскими и советскими паспортами не рассматривался как прощание с родиной. Было распространено почти поголовное убеждение в том, что большевики у власти не задержатся и свободная Россия снова примет своих блудных сынов и дочерей.

Берлинская жизнь была окрашена в радужные тона. Кафе и закусочные подстраивались под запросы русских клиентов. К примеру, рецепты десертов были типично российскими, да и не только нои. Так, рестораторша фрау Дурас, державшая заведение у Шарлоттенбургского вокзала, регулярно устраивала вечеринки для русских студентов. Для придания этим встречам российского колорита стены, по велению хозяйки, были расписаны самоварами и чайниками. Яркий свет электрических ламп приглушала оберточная бумага. Разумеется, некоторые вечера не обходились без вольных студенческих эскапад. Но поскольку фрау Дурас была неизменно мила со своими клиентами, то у нее каждый год праздновался Татьянин день. В кафе «Ландграф» собиралось литературное объединение «Дом искусств», в котором председательствовал отец русского декаданса, ныне забытый поэт Н. М. Минский. Здесь при большом стечении любителей Русской словесности читали свои произведения А. Ремизов, А. Толстой, Б. Пильняк, А. Белый. Литературные вечера затягивались далеко за полночь, а порой завершались на рассвете, когда настоящие берлинцы уже встречали новый трудовой день.

-2

Впрочем, магия знаменитых русских фамилий и здесь приходила на выручку россиянам. Раз полицейский, который хотел было разогнать всю неугомонную компанию, поспешно ретировался, услышав, что среди собравшихся находится сам Толстой. И в данном случае было не так уж важно, что он спутал Льва Толстого с его однофамильцем Алексеем. Главное, что великая русская литература внушала подобострастное почтение даже замшелому немецкому бюргеру. В кафе «Прагер Диле» с раннего утра среди неприбранных столов сидел и писал роман Илья Эренбург.

-3

По словам Р. Гуля, он мог жить без кофе, но не мог - без кафе. Одним из любимейших мест русских изгнанников стал ресторан «Тихий омут» на Савиньиплатц - ночное заведение, где были заведены русские порядки. Тон всему происходившему в нем задавали скрипки. Если в немецких ресторанах скрипки играли для увеселения гостей и танцев, то в «Тихом омуте» они пели в унисон с тем душевным надрывом, который переживала сама эмигрантская публика. Под тягучие звуки румынских скрипок лились нескончаемые воспоминания посетителей о такой прекрасной и далекой жизни в России.

Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на канал!