Найти в Дзене

Дарьял-ТВ, который мы потеряли

История канала Дарьял-ТВ очень интересна в плане того, как может метаться концепция телеканала в течение очень короткого времени. Телеканал каким только не был - и нравственно-правовым, и остросюжетно-детективным и даже пытался совмещать семь каналов в одном. О неудачных попытках найти себя - в сегодняшнем материале. Серия материалов о телевидении 90-х - 00-х годов: Первый канал: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей, часть первая части четвертой, часть вторая части четвертой, Россия-1, Рен-ТВ, Муз-ТВ Из психолога в телеведущие Началось все в начале 90-х, когда дочь Аркадия Вайнера, известная нам как Наталья Дарьялова отправилась в США. Пробыла там Наталья недолго, но, видимо, набралась впечатлений и насмотрелась американского телевидения. Не имея никакого образования в сфере телепроизводства, но имея диплом психолога, полученный в МГУ, Наталья (не без своих психологических штучек, видимо), вышла на руководство первого канала Останкино (буду
Оглавление

История канала Дарьял-ТВ очень интересна в плане того, как может метаться концепция телеканала в течение очень короткого времени. Телеканал каким только не был - и нравственно-правовым, и остросюжетно-детективным и даже пытался совмещать семь каналов в одном. О неудачных попытках найти себя - в сегодняшнем материале.

Серия материалов о телевидении 90-х - 00-х годов:

Первый канал: часть первая, часть вторая, часть первая части третьей, часть вторая части третьей, часть первая части четвертой, часть вторая части четвертой, Россия-1, Рен-ТВ, Муз-ТВ

Из психолога в телеведущие

Началось все в начале 90-х, когда дочь Аркадия Вайнера, известная нам как Наталья Дарьялова отправилась в США. Пробыла там Наталья недолго, но, видимо, набралась впечатлений и насмотрелась американского телевидения. Не имея никакого образования в сфере телепроизводства, но имея диплом психолога, полученный в МГУ, Наталья (не без своих психологических штучек, видимо), вышла на руководство первого канала Останкино (будущий ОРТ) и предложила включить в эфир свою программу "У всех на устах".

Уста, конечно, были мощные. Но и программа норм
Уста, конечно, были мощные. Но и программа норм

Программа для тогдашнего непуганного телевидения была реально новаторской - о жизни звезд советский/российский телезритель мог узнать только из разговоров у подъезда, да на концерте, если звезда приезжала в местный ДК и не только пела, но и говорила. А тут пожалуйте, все как в этих Америках, да ещё и с ненашенского вида ведущей! В общем, популярная была передача, но Наталье (и её отцу) почти сразу же захотелось большего.

Без скандала, как водится не обошлось.

А дело было в том, что в 1998 году у "24 канала", вещавшего на Москву, заканчивалась лицензия на эфирную частоту. Ничем особо примечательным этот канал не отличался, кроме разве что одного - он ретранслировал CNN. В те годы от иностранных новостей старались избавляться и, конечно, такой телеканал был не нужен, в связи с чем ему стали искать замену. На конкурс вышли почти все телепроизводители того времени - АТВ, телекомпания ВИД, телекомпании Минобороны и Совета Федерации.

Но тут случилось странное - конкурс внезапно был отменен, всем конкурсантами отправили извинительные письма, а лицензия на вещание, выписанная задним числом (аж 1997 годом), оказалась в руках Натальи Дарьяловой.

Телеканал, названный без ложной скромности "Дарьял-ТВ", вышел в эфир в июне 1999 года. Технически канал был подготовлен очень слабо, имел только вечернее вещание и работал всего в 11 городах, при этом в Подмосковье ловился куда лучше, чем в Москве. Со временем, конечно, большинство проблем удалось решить, перейдя и на 18-часовое вещание (а ночью можно было позалипать в настроечные таблицы), но если техника становилась лучше, то программное наполнение эфира - не очень.

Заставки канала отчетливо отдавали стариной... зато логотип красивый
Заставки канала отчетливо отдавали стариной... зато логотип красивый

Изначальный концепт предполагал телеканал без секса и насилия, посвящённый духовному развитию телезрителя и его правовому обучению, но уси-пусишный канал не очень-то нравился людям. Оказалось, что транслировать пляски баптистов в "Победоносном голосе верующего", телемагазины и не сильно свежие сериалы - это моветон, а зрителю нужен хлеб и зрелища.

Шашни с Viasat

То ли почувствовав былинный отказ своего детища, то ли устав бороться за нравственность, братья Вайнеры исполнили Модерны Токинги Дарьялова и Вайнер продали 75 % акций телеканала Газпрому. В Газпроме, покрутив в руках странный актив, поняли, что за телевидением будущее, но вложиться стоит во что-то поинтереснее. На горизонте как раз маячил скандал со сменой собственника на НТВ и Газпром решил избавиться от сомнительной инвестиции.

Покупателем оказался шведский холдинг Modern Times Group, наиболее известный по группе телеканалов Viasat. Видя бесперспективность изначальной концепции канала, новые владельцы решили сделать развлекательный телеканал, благо такого в России все равно ещё не было, разве что только Рен-ТВ да ТВ-6, да и те ловились далеко не везде.

Вообще, к тому моменту телеканал превращался в нечто жалкое. В эфире показывали прошлогодние программы напополам с телемагазинами и крутили либо советское, либо самое дешевое иностранное кино. Работники канала полгода не видели денег и, в основном, стремились хоть как-то продлить свое существование. В эфире появлялась реклама магов и ясновидящих, рекламировалось спиртное и канал не всегда выходил в эфир на частотах, указанных в лицензии.

Особенно мне запомнились телемагазины, где давили надувной матрас 45-тонным краном. Всегда возникал вопрос - что это за кран с массой танка? Оказалась проблема была в переводе иностранного текста на русский - этот кран ПОДНИМАЛ 45 тонн.
Особенно мне запомнились телемагазины, где давили надувной матрас 45-тонным краном. Всегда возникал вопрос - что это за кран с массой танка? Оказалась проблема была в переводе иностранного текста на русский - этот кран ПОДНИМАЛ 45 тонн.

Недолго думая, новая дирекция канала закупила оптом все, что возможно было закупить - кино, сериалы, мультфильмы и, конечно, эротику, чего при первоначальных владельцах канала было даже представить нельзя. Те, впрочем, увидев, что их поэтический уси-пуси Дарьял превращается в брутально-краткий DTV (с приставкой Viasat), продали остатки акций и гордо подняв голову растворились в российской глуши, не забыв, разумеется, повонять на публику о низком моральном уровне телезрителя и телевещателя.

Но при этом DTV страшно везло. Угрозы снятия канала с эфира так и остались угрозами, два конкурса о передаче частоты другому каналу прошли для DTV успешно и с 1 февраля канал снова поменял концепцию вещания. Теперь каждый день был посвящен конкретной теме, мол мы сделали семь телеканалов в одном. Хотите - вот вам ТВ Европа, хотите - реалити-шоу и юмор. Семь телеканалов в одном просуществовали всего один сезон, было это очень затратно, хотя и нетипично для российского ТВ.

Сезон 2004-2005 года стал для DTV определяющим. Эфир стал сугубо развлекательным и все больше ориентировался на мужскую аудиторию, особенно упираясь на спортивные трансляции бокса.

От ДТВ до "Перца"

На стезю импортозамещения DTV вышел тогда, когда это ещё не было мэйнстримом. В 2007 году прошёл очередной ребрендинг телеканала, из названия ушло слово Viasat, а буквы названия перевели на кириллицу. Новое ДТВ стало ориентироваться на отечественное детективное сериалопроизводство, хотя и закупило несколько стоящих американских сериалов, вроде "CSI" и "Декстера". Объединив все это под маркой "Детектив на ДТВ" канал предложил расшифровывать себя как "Детективное телевидение".

Вот только по иронии судьбы самым популярным шоу на канале оставалось "Голые и смешные". Долбанный стыд.

Но все же лучшее, что могло случиться на ДТВ - это Декстер.
Но все же лучшее, что могло случиться на ДТВ - это Декстер.

К 2008 году ДТВ оказался в полном подчинении СТС Медиа и о его первоначальном назначении - просвещать, уже никто и не помнил. Зато наиболее пикантные передачи стали потихоньку уходить из эфира. Поводом для этого стала общая семейная направленность новых хозяев канала, а также скандал в Узбекистане, где ДТВ запретили из-за проблем с моральным наполнением (снова отличились "Голые и смешные"). Зато концепция снова поменялась - теперь ДТВ был "остросюжетным телевидением", где большую часть эфира занимали всяческие реалити-шоу.

Все в итоге закончилось 17 октября 2011 года. В шесть часов утра зрители вместо трех привычных букв увидели на экране пять необычных. ДТВ сменился "Перцем". И да - это был ещё один ребрендинг.

Сколько же было ребрендингов?

Считаем на пальцах:

Раз - 1999 - 2001 - Дарьял ТВ (просветительское и правовое ТВ)

Два - 2001 - 2002 - DTV-Viasat (развлекательное телевидение)

Три - 2003 - 2004 - DTV-Viasat (семь каналов в одном)

Четыре - 2004 - 2007 - DTV-Viasat (взрослое телевидение)

Пять - 2007 - 2010 - ДТВ (детективное телевидение)

Шесть - 2010 - 2011 - ДТВ (остросюжетное телевидение)

Семь - 2011 - 2015 - "Перец"

Восемь - 2015 по наши дни - "Че".

Восемь, мать их ребрендингов. Владельцы канала постоянно находились в творческом поиске, но так и не смогли найти свою нишу с изначальным брендом. "Перец", как наследник "Дарьяла" вроде как хотели вернуть в кабельных сетях, но до сих пор это только разговоры.

А ведь году в 2002 канал был неплох...

-5