Найти тему
I&I

Элегантный гедонизм или порицание пороков аристократии?

Аллегория с Венерой и Амуром. около 1545 г. Аньоло Бронзино
Аллегория с Венерой и Амуром. около 1545 г. Аньоло Бронзино

Бронзино создал несколько аморальную аллегорию, смыл которой не был ясен до конца даже современникам. Впрочем, какая разница? Ведь сила этой картине именно в эротизме содержания.

Что мы видим на картине?

Множество обнаженных фигур. На первом плане Венера, которую обнимает Амур.

Задний план отделен холодным синим покровом.

Справа фигура мальчика, за ним - чудовище с женским лицом. Сверху слева - лысый мужчина, с силой держащийся за покров.

За Амуром в человек (пол не ясен), с гримасой ужаса на лице. Сверху таинственная фигура, чье лицо рифмуется с пустыми масками справа внизу.

Холодные цвета резко контрастируют с эротичным содержанием.

Возможно, так выглядит разоблаченное желание без осуждения, без морали.

Что на самом деле изображено на картине?

Это никто никогда не узнает точно, так что можно бесконечно строить догадки и создавать свои интерпретации.

Две фигуры в центре - это Венера и Амур. Венера мать Амура, более того, Амур - несовершеннолетний. Венера держит в руке золотое яблоко, которое она выиграла на Суде Париса.

Амур тоже изображен с атрибутами - зеленый жесткий колчан около выставленных для любования (или проникновения) ягодиц. Из колчана со стрелами Венера достает стрелу. Жест этот не однозначен, то есть никто точно не смог его интерпретировать.

Практически все виды осуждаемых в обществе сексуальных отношений выражены в этих двух фигурах.

Более-менее идентифицирована фигура лысого мужчины - это Хронос, бог Времени. На это указывают песочные часы.

Но что он делает? Срывает он покров или, наоборот, скрывает любовников?

Время разоблачает тайны, но и скрывает их навеки.

Далее расшифровка становится на путь домыслов, догадок и ассоциаций.

Фигура мальчика, символизирующего Удовольствие.

Позади него аллегория Обмана.

Невинное лицо девочки, но тело змеиное, покрытое чешуей. В руке Обман держит соты и осиное гнездо, а в другой - животное с хвостом скорпиона. Примечательно, что у Обмана левая рука справа, а правая - с левой стороны.

Но точное определение фигуры, как аллегории Обмана не раскрывает смысл появления рядом с Венерой.

Воющая фигура позади амура вызывает еще больше вопросов. Не ясен пол фигуры, возможно - это призрак. Есть версия, что это такое олицетворение сифилиса - как наказания за порочную любовь.

С этой фигурой наоборот, не ясно, что это за аллегория, зато ясен смысл. Расплата за удовольствие ужасна.

С фигурой с лицом маски не ясно вообще ничего. Некоторые считают, что это аллегория Забвения - из-за масок. Забвение и Время хорошо смотрятся вместе, но не ясно, почему они борются за этот холодный синий покров?

Другая версия гласит, что эта фигура олицетворяет Безумие.

Картина навсегда останется открытой для толкования, сегодня мы дали бы другие имена для этих фигур, но все они указывают на внутреннюю тревогу.