С началом учебного года во многих школах стала актуальной ситуация: есть ребенок-хулиган, который терроризирует одноклассников. К нам обратилась мама школьника одной из подмосковных школ, которая поделилась опытом, как совместными усилиями с руководством учебного заведения им удалось восстановить рабочий микроклимат в классе.
Слежу за ситуацией на Сахалине, где третьеклассник держит в страхе своих сверстников: бьет, обзывает. Хулигана даже побаиваются родители. Чтобы привлечь внимание представителей власти к этой проблеме, родители школьников вышли на пикет, — рассказывает Елена. — А ведь похожий мальчик-хулиган был и в классе моего ребенка. К счастью, нам удалось защитить детей от его агрессии.
Все началось в первом классе. Миша (по этическим причинам имя ребенка изменено — Прим. ред.) постоянно дрался с мальчиками и приставал к девочкам (подходил сзади и целовал в шею). Во время одной из драк он повалил одноклассника на пол и начал его душить. На крик прибежала учительница и разняла детей.
Миша — очень сильный ребенок, он с первого класса занимался каратэ. А когда сердился, становился еще сильнее. По словам детей, он всегда «взрывался», когда хвалили кого-то другого, а не его. Мог подскочить и ударить одноклассника, которому сказали, что он молодец, хорошо справился с задачей или красиво нарисовал.
Помню, во время одной из экскурсий напал на одноклассника и несколько раз ударил его по лицу после того, как увидел, что того мальчика обняла и поцеловала мама. Все произошло очень быстро… К счастью, рядом оказался охранник музея, который разнял мальчиков. Пострадавшего отвезли в приемный покой ближайшей больницы, где зафиксировали повреждения мягких тканей лица.
В первом классе родительский актив обращался к руководству школы с просьбой принять меры. Социальный педагог готовила документы на Совет по профилактике, по итогам которого маме Миши было рекомендовано провести медицинское обследование ребенка и сменить каратэ на плавание. (К слову, справку от невролога мама так и не принесла в школу. Ну и плаванием Миша не стал заниматься, а продолжал тренировки по каратэ).
Во втором классе ситуация стала сложнее. Буквально с сентября Миша стал вести себя агрессивно: бил, толкал, обзывал с использованием ненормативной лексики. Пару раз нападал на классного руководителя, когда та делала ему замечание (даже порвал рукава на платье).
И мы поняли, что нужно обращаться в полицию. Несколько мам из родительского комитета поехали в УВД к инспектору по делам несовершеннолетних. Та о мальчике знала, так как социальный педагог школы информировал.
Инспектор побеседовала с родителями и детьми (с детьми в присутствии законных представителей) и собрала почти 40 объяснений. Дети рассказывали, как Миша их бил, обзывал, целовал. Мамы в объяснениях писали, что дети не раз жаловались на хулигана. Многие прикладывали выписку из травмпункта, куда возили детей после драк.
В итоге накопилась увесистая кипа документов. Мы написали коллективное заявление на имя директора школы плюс каждый от себя, приложили справки из травмпункта. И пошли на прием к директору. Это была делегация в составе нескольких мам. Директор выслушала. Знаю, что затем она приглашала маму Миши. О чем разговаривали, я не в курсе.
Могу сказать, что Мишу «накрывало» осенью и весной. Он становился вообще неуправляемым.
Время шло, ребенок, который держал в страхе весь наш класс, продолжал посещать школу. Дети жаловались. И мы пошли еще на одну встречу с руководством школы. Вновь говорили о том, что боимся за детей…
Директор собрала большое собрание: актив мам, социальный педагог, завуч, инспектор, мама Миши. Директор очень вежливо рассказала о том, что нужно принимать решение, и предложила родительнице мальчика перевести его на домашнее обучение, а также подчеркнула необходимость проверки у невролога.
Мама мальчика обещала подумать… И после весенних каникул Миша начал учиться дома. А после летних каникул его перевели в другую школу.
После того, как Миша ушел из нашего класса, были высказывания, что мы поступили негуманно.. Звучало вроде «надо было помогать ребенку, его маме»…
Да, ребенка очень жаль. И я очень надеюсь, что сейчас у Миши все хорошо. К слову, его мама сначала воспитывала ребенка одна. Затем в ее жизни появился мужчина. Возможно, это и сыграло отчасти свою роль в том, что мальчик испытывал дефицит любви. Поэтому он демонстрировал агрессию по отношению к детям, когда видел, что их хвалят, гладят по голове.
Я надеюсь, что после всей этой истории мама Миши поняла, что, сдвинув приоритет в сторону любимого мужчины, а не сына, она довела ситуацию до того, что ее ребенок из умного мальчика стал превращаться в агрессивного.
В детсадовской группе или в классе вашего ребенка есть тот, кто терроризирует других детей? Будете предпринимать действия по этому поводу?