Эпидемия COVID-19 крайне негативно отразилась на многих сферах культурной жизни. Музыкальная индустрия особенно остро ощущает последствия. У артистов нет возможности выступлений на традиционных «живых» концертах.
В итоге убытки многомиллиардной индустрии превысили 50% от планировавшейся прибыли. Ослабление карантинных мер не особо ощутимо исправит ситуацию. Открытие концертных площадок не позволит проводить мероприятия с заполненными на 100% зрительскими местами. Сохраняется необходимость соблюдения дистанции. Многие другие требования также мешают собирать полные залы, как было прежде, до начала пандемии. Журналисту популярного издания GamesIndustry.biz удалось побеседовать с людьми, непосредственно столкнувшимися с проблемой. Ключевой темой разговора была возможность спасения положения музыкантов и певцов с помощью видеоигр.
Сол Паркер (Sol Parker), музыкальный агент, сотрудничающий с популярным коллективом Take That, певицей Билли Айлиш, артистом Лиамом Пейном, назвал события, происходящие в течение последних нескольких месяцев, не просто катастрофой, а настоящим «армагеддоном».
Он считает возникшую ситуацию полным крахом всего, к чему привыкли представители музыкальной отрасли. Паркер подчёркивает, отрасль оказалась совершенно неготовой к появлению пандемии. В настоящий момент все пребывают в отпусках. Сол не строит иллюзий. Он уверен, что в августе каждому артисту придётся осознать, насколько суровая реальность, и она коснётся всех без исключения. Не избежать серьёзных потерь.
Для общения со своими поклонниками музыкантам в настоящий момент доводится ограничиваться стриминговыми сервисами и соцсетями. Помочь индустрии выжить могут и видеоигры. Тому подтверждением стал Трэвис Скотт (Travis Scott) выступивший в Fortnite. Успех виртуального мероприятия способствовал тому, что у многих компаний возникло желание организовать нечто подобное, добавив собственные «изюминки».
Луч света в конце мрачного тоннеля
Упомянутая Fortnite не первая видеоигра с возможностью виртуальных концертов. В Second Life, вышедшей в 2003 году, уже были условия для подобных мероприятий с большим количеством слушателей. Впоследствии маркетологи, певцы, музыканты, представители лейблов пытались с попеременным успехом организовать концерты в играх разных жанров от The Sims до World of Tanks. Проводились подобные мероприятия в Adventure Quest 3D. Не стал исключением и Minecraft. Появилась возможность организации целых фестивалей в привычном для конкретной игры антураже.
Оцифровка выступления The Offspring в многопользовательской World of Tanks проводилась с помощью технологии захвата движений.
Несмотря на многочисленные предыдущие попытки организации виртуальных концертов именно выступление Скотта оказалось самым значимым и крупным в истории. Истинное зрелище, продемонстрировавшее потенциал двух индустриальных гигантов, объединивших усилия для масштабного проекта. Хронометраж выступления ограничен десятью минутами. Однако, его посмотрели более 27 миллионов геймеров, пребывавших в то время в игре. Это наиболее успешное мероприятие в Fortnite с момента её появления. Новому синглу The Scotts удалось оказаться на первой строке в популярном музыкальном чарте Billboard Hot 100.
Концерт стал настоящим событием, как для рэпера, так и для Epic. Публикации о мероприятии появились в более, чем 9 тысячах изданий по всему миру. В соцсетях у Скотта добавилось примерно 1,5 миллиона подписчиков. Миллионам поклонников Fortnite удалось побывать на виртуальном концерте. Многие игроки лишь теперь познакомились с творчеством Скотта. Эффект от мероприятия превысил самые смелые ожидания. Напрашивается вывод – для успеха артистов достаточно организации выступлений в Fortnite. Сложность в том, что у Epic нет возможности регулярного выделения собственных ресурсов для таких шоу, а аналогичные площадки практически отсутствуют в настоящий момент. Впрочем, ситуация может радикальным образом измениться, причём в ближайшее время.
Организация концерта в Minecraft
Участники филадельфийского коллектива Courier Club, наблюдавшие в конце зимы 2020 за распространением пандемии и последующими карантинными мерами, однажды пошутили, если придётся отменить их концертный тур, то они выступят в Minecraft. Музыканты не предполагали, что окажется «пророческой» их шутка. По словам Майкла Силверглейда (Michael Silverglade), басиста группы, из-за бездеятельности пришлось связаться с братом, давним поклонников Майнкрафта. Родственник не только заядлый игрок, но и владеет несколькими собственными серверами. Началась активная подготовка.
Перед концертом его организаторы обеспечили зрителей трейлером с подробными инструкциями.
Так появился Block by Blockwest. В виртуальном музыкальном фестивале согласились участвовать примерно 30 групп. Для выступлений организаторы подготовили три площадки, размещавшиеся на разных серверах. Несколько тысяч пользователей насладились уникальным действом. Подготовка проводилась на совесть. Собственным фоном обеспечивался каждый коллектив. Пришлось задействовать дополнительных специалистов, оказывающих помощь при возникновении неполадок со звуковым сопровождением. Для участия в шоу от группы требовалась запись исполненной «вживую» песни. Именно она звучала в игре, а «исполнителями» впоследствии стали квадратноголовые аватары. Затея привела к успеху. Фестивалем заинтересовались примерно 134 тысячи геймеров.
Силверглейд подчёркивает, проект оказался возможным благодаря техническому содействию Cloudflare и Digital Ocean. Этими компаниями предоставлены серверы для фестиваля. Шоу планировалось на апрель. Предполагалось, что наибольший интерес у публики возникнет к приглашённому коллективу Massive Attack. Наплыв желающих привёл к падению серверов. Пришлось перенести мероприятие. Музыкантам удалось собрать свыше 7 600 долларов. Эта сумма передана в Центр по контролю и профилактике заболеваний США.
В беседе с Райаном Конуэем (Ryan Conway), гитаристом Courier Club, стало известно об обсуждении коллективом с представителями нескольких компаний возможности организации подобных мероприятий, способных принести прибыль артистам. Группа готова снова участвовать в подобном проекте. Конуэй убеждён, при регулярной организации таких мероприятий постепенно удастся обеспечить получение стабильного дохода. Эти деньги можно использовать для помощи артистам, оказавшимся в затруднительном материальном положении. Не исключено и появление спонсоров, рекламу которых можно демонстрировать в паузах между выступлениями.
Специфика новой волны
В потенциале концертов онлайн убеждены специалисты, создавшие Wave. Прежде проект именовался TheWaveVR. Студия основана и успешно функционирует в течение пяти лет. Разработка коллектива даёт возможность артистам устраивать виртуальные выступления перед зрителями. Шоу в Wave ощутимо отличаются от мероприятий в Fortnite. Тут предусмотрено проведение живых и интерактивных концертов. Обеспечивается захват движений исполнителя, который в действительности пребывает в другом месте. Доступно изменение не только декораций, но и внешности артистов. Например, скрипачке Линдси Стирлинг (Lindsey Stirling) удалось совершить виртуальное путешествие, побывать в разных городах. Зрелище пришлось по душе 400 тысячам пользователей. Благодаря возможностям программы рэпер T-Pain предстал перед публикой огнедышащим демоном.
Виртуальные концерты способствуют не только непосредственному взаимодействию между артистами и их поклонниками. У фанатов есть возможность общения, знакомства друг с дружкой, организации сообществ. О роли интерактивности хорошо известно всем зрителям Twitch. Благодаря этому элементу производители контента могут налаживать тесные и активные взаимоотношения с сообществами. В итоге пользователи предпочитают неоднократно возвращаться к заинтересовавшим их стримерам. Выступления в режиме онлайн позволяют обратиться к публике с просьбой (поддержать аплодисментами, пошуметь). Тут обширное и ограниченное только человеческой фантазией поле для деятельности.
По убеждению Адама Арриго (Adam Arrigo), основателя и генерального директора Wave, в обозримом будущем следует ожидать стремительного развития интерактивных виртуальных проектов. Собеседник провёл аналогию между собственной компанией и реальными площадками для организации выступлений. Отличие только в отсутствии возможности входа в реальности. Альтернативой становятся площадки в онлайн, «залы», для аренды которых используются стриминговые сервисы и популярные видеоигры. Многие пользователи уже не воспринимают League of Legends, Fortnite и даже Minecraft в качестве исключительно игр. Теперь это популярные места для активного общения.
Wave позволяет запись и последующую ретрансляцию выступлений. Файлы легко поддаются редактированию. Доступно добавление анимации и звуков, внесение корректив в зависимости от особенности конкретных регионов. Такой потенциал может способствовать заинтересованности спонсоров, получению артистами дополнительного дохода. Wave даже позволяет продажу товаров с собственными брендами. Адам Арриго отметил, технология подверглась долгой и тщательной проработке. Потребовалось налаживание отношений, заключение договоров на условиях партнёрства. В итоге удалось собрать команду профессионалов для создания платформы, обладающей внушительными возможностями. Программа особенно ценна для индустрии, которая испытывает в ней сильнейшую нужду. Радует глаз красочность эффектов в Wave.
Речь не о полной замене, а лишь об альтернативе
В сложившейся ситуации Сол Паркер воспринимает виртуальные выступления в качестве достойной альтернативы реальным концертам. Они способствуют знакомству миллионов пользователей с неизвестными им ранее артистами. Однако, музыкальный агент убеждён, никогда не будет полноценной замены реальным концертам, «живым» выступлениям. Только на шоу, с присутствием зрителей в залах, исполнителям удаётся создавать некую магию, непосредственно контактировать со своими поклонниками. Сол считает, что не так просто собирать «полные залы» на виртуальных мероприятиях. Миллионы фанатов могут охотно посещать концерты своих кумиров, но это вовсе не является гарантией того, что столь же большому количеству поклонников захочется смотреть цифровые выступления.
Участие в концертных турах для множества артистов является основным (часто единственным) источником прибыли. По словам Мэтта Уэста (Matt West), гитариста Neck Deep, члены коллектива не менее 80% дохода получают именно благодаря турам. Каждый тур предусматривает определённую оплату. Однако, по мере роста популярности, увеличения масштабности мероприятий возрастают и затраты. Необходимо привлечение большего количества специалистов, в частности, по звуку, свету, костюмам, оформлению концертных площадок. Этим сотрудникам нужно регулярно выплачивать зарплаты. Продав мерчендайз с символикой коллектива, можно получить неплохую сумму. Однако, такой вариант не особо прибыльный в виртуальных проектах.
Пока из-за коронавируса невозможны туры, Мэтту Уэсту, как и многим его коллегам, доводится «тусоваться» на Twitch. Там артист занимается стримингом игр, общается со своими поклонниками. Уэст не против участия в виртуальных представлениях, но признаёт, что у музыкантов пока ограниченные возможности. Мэтт охотно согласился бы заняться подготовкой концерта, наподобие организованного в Fortnite, но опасается, что такой вариант доступен лишь артистам с мировым именем. Уэст подчёркивает, все появляющиеся там исполнители являются популярнейшими суперзвёздами.
Поклонники Fortnite стали зрителями первого концерта в феврале минувшего года, задолго до появления COVID-19.
Старым компаниям приходится осваивать новые направления.
Для массовой доступности виртуальных выступлений артистов необходимо решение ряда технических вопросов, включая вероятные задержки. Продюсером Мэттом Сквайром (Matt Squire), обладателем нескольких платиновых альбомов, организована работа над специальной программой, благодаря которой станет возможным проведение в его студии дистанционных записей. По убеждению Мэтта нечто аналогичное следует внедрить и в видеоигры, поскольку такие мероприятия предусматривают обязательное наличие «живого» звука, а не записей. Во время выступления перед слушателями энергия артистов передаётся публике. Залу удаётся ощутить волнение певцов и музыкантов. Это особая энергетика, возникающая только на «живых» концертах.
После того, как Скотт успешно выступил в Fortnite, у отдельных корпораций возникло намерение создать собственные площадки для виртуальных мероприятий. Кенитиро Ёсида (Kenichiro Yoshida), президент флагмана игрового рынка Sony, предложил сотрудникам провести глубокое и детальное изучение технологии. В мае появились новые вакансии. Это свидетельствует о серьёзности намерений компании. В частности, Sony потребовался сетевой инженер Unreal Engine. В его обязанности входит «создание и поддержка онлайновых мультиплеерных сервисов», способных обеспечить «атмосферные музыкальные события».
Коллектив Electronic Arts также присоединился к процессу. И играх компании нередко появление лицензированных саундтреков. Уместной оказалась бы организация разнообразных виртуальных шоу в Madden NFL да и других симуляторах производителя. Интересно мнение Стива Шнура (Steve Schnur), президента одного из подразделений EA, подбирающего и создающего музыкальные композиции для игр. Он отметил, успех Скотта не даёт покоя многим музыкантам и производителям игр. При возможности им хотелось бы также достичь таких показателей. Однако, убеждён Шнур, более перспективной выглядит не попытка повторения, реализации той же идеи, а её развитие и усовершенствование.
Приложение Sansar, созданное специалистами, работавшими над Second Life, прекрасный вариант для организации концертов онлайн. Тут проходили шоу, в которых участвовал лейбл MonsterCat.
Стив Шнур рассказал об агентах и промоутерах, которым из-за COVID-19 довелось осознать шаткость своего положения. Недавно эти люди оставались уверенными в своём бизнесе, стабильно получали высокую прибыль. Несмотря на очевидность необходимости перемен в музыкальной деятельности из-за пандемии, многие представители индустрии считают нелепицей организацию концертов во Всемирной паутине. Шнур делает акцент на нынешнем поколении слушателей. Они не настолько сильно заинтересованы в «живых» концертах, готовы наслаждаться выступлениями кумиров в онлайн. EA намерена должным образом отреагировать на предпочтения современных фанатов, ждущих нового шага от музыкальной индустрии. В арсенале компании есть серьёзные разработки в этом направлении.
Именно видеогры способствовали тому, что множеству пользователей удалось познакомиться с неизвестными им ранее исполнителями и музыкальными группами. Благодаря серии автомобильных симуляторов Need for Speed, легендарной Grand Theft Auto, популярной FIFA и даже Tony Hawk’s Pro Skater игроки смогли открыть для себя многих артистов, стать их фанатами. Производители игр не останавливаются на достигнутом уровне. В проектах Beat Saber, Dreams, Sayonara Wild Hearts, Tetris Effect, Rez Infinite предусмотрено не только прослушивание музыки, но и непосредственное взаимодействие с композициями. Многим компаниям и пребывающим на самоизоляции артистам необходимо искать альтернативу, превращать минусы в плюсы. Они готовы к кооперации. Вместе удастся реализовать самые неожиданные, оригинальные и даже кажущиеся безумными идеи.
Статья написана коллективом сайта GamersGate по материалам gi.biz