Сейчас стало модно обсуждать, нужно ли вообще образование. Само собой, я как бывший работник высшей школы и как человек, который ведет образовательный канал, не смог пройти мимо этого вопроса.
Спойлер статьи: Образование нужно!
Никого ни к чему не призываю, просто хочу отметить некоторые важные моменты с высоты собственного опыта. Надеюсь, что эта статья поможет сделать вам и свой выбор в решении этого вопроса.
В последнее время бытует мнение, что образование не нужно вовсе. Причем, не нужно не только высшее образование, но не нужно даже и среднее школьное образование.
Само собой, на мой взгляд это мнение есть полнейший бред.
Давайте разбираться, почему я так считаю.
Те доводы, которые приводят противники образования, строятся на логике мол - вот я лихой парень из далекого северного города и смог построить дом за 20 млн. рублей только благодаря своему бизнесу. Правда есть несколько принципиальных проблем, которые почему-то выпадают из вида.
Счастье не только в деньгах
Во-первых, далеко не всё в нашей жизни измеряется деньгами. Про это многие забывают и не принимают во внимание. Ведь постыдно быть просто богатым, но при этом тупым и необразованным.
Нет, я не говорю, что всем нужно иметь энциклопедические знания, которые есть у ребят из передач типа "Умники и умницы". Но быть всесторонне развитым человеком крайне необходимо.
Живое любопытство очень важно для повышения качества нашей с вами жизни. Пользоваться современным компьютером и даже примерно не представлять, как он работает совсем неправильно.
Или когда молодой парень стоит на обочине и не знает, как скрутить колесо со своего дорогущего внедорожника. Понятно, что часто работу эту проще перепоручить. Но знать технологию для самого себя полезно и приятно.
Снижение образованности - это прямой путь к сценариям типа Кин-дза-дза или другим фантастическим рассказам, где уровень развития технологий позволяет людям жить без приложения труда, но общество при этом настолько деградировало, что это и жизнью-то уже назвать сложно.
Иногда знания даже важнее
Во-вторых, тут мы исключаем личностные характеристики. Когда парниша говорит в своём мотивационном ролике, что он приехал в Москву из какого-нибудь села нижние Подрукавники и уже организовал корпорацию, мы забываем психологические факторы.
Нет, вариант, когда богатый папа организовал сыну собственное дело, мы даже не рассматриваем. Мы о другом.
Один человек способен быстро встать на ноги, а другой более инертный. Один интроверт - другой экстраверт. У одного есть море новых идей, а другой умеет работать хорошо над одной темой. Список можно продолжать вечно, но нужно понимать, что далеко не каждый способен быстро организовать своё дело или начать как-то зарабатывать. Но в этом пункте важно другое!
Тот человек, который умеет быстро учиться и смог организовать вот такой вот бизнес с нуля, наверняка и довольно образованный. Вы послушайте, как он ведет рассказ или пишет статью. Говорит грамотно, решения ищет быстро. Он образовывался немного иначе и сам это не понял. Он проработал множество информации. Смотрел ролики, читал книги, нашел какую-то свою сильную сторону. Он всё равно будет грамотен. Только обозначит в курсе это не совсем так, как мы привыкли видеть. При необходимости он и тему нужную изучит.
Но такая стратегия подходит далеко не всем. Большинство же увидят подобные призывы и бросят школу, чтобы побыстрее "встать на ноги".
Друзья мои, я много работал в сфере образования и скажу вам так. Этот сценарий практически полностью бесперспективен. Из 100 таких умников справляется один. Остальные 99 человек получают массу проблем, а заодно и родителям нервы портят. Для тех 99 человек, которые не могут организовать процесс, образование является необходимой базой, без которой дальше нельзя никак.
Образование - не выброшенное время
Часто бытует мнение, что образование - это выброшенное время. Друзья мои, это совсем не так! Подобное мнение распространяют или те, кого мы обсуждали в абзаце выше (т.е. люди, способные учиться самостоятельно и обладающие пробивной силой от природы. Их необразованными сложно назвать, правда и там встречаются попросту твердолобые бараны, способные заработать много на любой ерунде) или те, кого типа совсем ничему не научили. Поговорим о последних.
Люди сетуют на то, что в школе или в институте их ничему не учат. Уровень образования, увы, действительно становится ниже. Но, вы обратите внимание на то, как они учатся там, где их ничему не учат!
Ребята приходят на пары с опозданиями, половину пар вообще пропускают, на самих занятиях слушают музыку или сидят в телефонах. И даже те знания, которые они могли бы получить, они получить не смогут. Почему-то всегда среди учеников находятся 1-2 %, которые ухитряются выжимать максимум из этого образования. И вам нужно научиться именно получать максимальную пользу от ситуации.
Скажу так. Образование и правда станет выброшенным временем, если вы будет числиться в университете или ходить в школу, но заниматься там не обучением, а ..ну ..скажем..играть в телефон. Очень многое зависит именно от вас! И если пока вы ещё подросток, можно эту вину скинуть на преподавателя или родителей, то вот уже после школы и института, вы увидите, что в отсутствии знаний виноваты именно вы.
Так, когда я работал в клубе робототехники, я наблюдал, как даже на платных занятиях половина детей занимается любой ерундой, кроме предмета. Причем, обратите внимание! Часто дети САМИ дали согласие посещать такие занятия.
В школе ничему не учат
Есть и ещё одна отговорка. В школе или институте учат тому, что мне в жизни никогда не пригодится.
Начнем с того, что мы не знаем, что именно нам пригодится.
Я это уяснил на собственном опыте. Так, одним из самых важных на мой взгляд предметов в институте для меня стала физкультура. Я бы никогда не подумал, что такое может произойти. Благодаря этому предмету я узнал очень много новой и полезной информации.
Ещё важно знать, что даже если мы говорим о профессионалах, то прослушивание общего курса всегда положительно сказывается на уровне их компетенции.
Даже если человеку интересно изучать инженерные дисциплины, то знание, скажем, истории сделает его более профессиональным инженером. Это исследование проводилось во времена Советского союза и было выявлено, что специалисты, выращенные по нашей системе образования куда более продуктивны, чем иностранные специалисты, выращенные с возможностью выбора второстепенных дисциплин. Я согласен, что отчислять инженера из университета за незнание "всех картин третьяковки по названию не стоит", но дать эти знания всегда важно.
Вы никогда не будете работать по специальности
Это ещё один тезис, на который обращают внимание сторонники теории ненужности образования.
Но тут интересное дело получается.
Мы сталкиваемся с вопросом скорее ни образования и его ценности, а отсутствия необходимого образования. Например, вот горит у вас быть художником. А художников выпускают по 500 человек в год, сама эта специальность никому особенно не нужна в текущей ситуации, да и в вашем городе вакансия такая одна, а претендует на неё 1000 человек. Мы говорим образно, не стоит придираться к словам. Само собой, что такой художник или сядет в офисе, или будет пиццу разносить. Выбираемая специальность должна быть хоть немного, но востребована. Личные амбиции тут нужно исключить. Например, если хотите творить, то творите за компьютером 3D модели для видеоигр.
Теперь самое важное. Мы уже отметили, что люди учатся и не учатся одновременно. Люди заканчивают институты и не понимают, чему их научили. И это не всегда вина системы образования. Часто виновата лень ученика и не понимание истинной важности проблемы. А что, если я вам скажу такое: Если вы будет профессиональным художником (даже не 3D, а просто), то вы всё равно найдете работу по своей специальности и будете даже в выигрыше.
Проблема поиска работы по специальности заключается ещё и в том, что уровень специалиста, претендующего на тематическую вакансию крайне низок ,а сам человек для такой работы не пригоден. Правда он не всегда в этом виноват (об этом в других статьях). Например, если мы уж взялись за художника, то рисует такой художник мазню, но хочет работать по специальности. Нет..Не найдет он ничего! Потому что рисует плохо и время образования профукал. А что он скажет нам? Правильно! По специальности работать всё равно не выйдет!
Навыки умной обезьяны?
Есть ещё одна интересная вещь. Раньше говорили, что на работу человека берут именно с высшим образованием только по той причине, что если он смог пять лет учить любую хренотень, то и рутинные операции сможет легко выполнять. Отчасти это правильно и справедливо. Но, как обычно, есть и более глубокий момент, который никто не замечает.
Когда мы тренируем свой разум, мы вырабатываем некоторую стратегию мышления. Если учишь стихотворения, то тренируешь память. Также и здесь. Если научился решать задачи по математике, сможешь использовать стратегическое мышление и для других задач. Например, я имея глубокие знания по физике, очень быстро освоил язык программирования PHP. Всё потому, что процесс обучения тренирует процесс мышления. А уж этот навык можно применить везде.
Подведем итог
Своей статьей я хотел обозначить, что образование иметь очень важно. Это та база, которая навсегда останется с вами и то, какой эта база будет, во многом определит всю вашу жизнь. Кроме того, образованный человек, в конечном-то итоге, живёт более счастливой жизнью. И пусть уровень образования, увы, падает. Но важно вытягивать эти крохи ценных знаний и использовать их максимально полезно для себя. За ваш уровень часто ответственны вы сами.
Но вот дополнительные вопросы из серии какую специальность выбрать или нужно ли вам вообще жить той жизнью, которую вы себе представляете, нужно проработать очень четко. Однако, даже если вы решите прожить всю жизнь в деревне и доить корову, вам категорически необходимо получить хотя бы среднее образование.
---------
Ну и на всякий случай...Всё написанное выше является моим личным мнением и ни к чему никого не призывает.
Если статья показалась вам интересной, то лайкайте и подписывайтесь!