В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» одна из посетительниц на балу у Воланда описана как
«…дама с монашески опущенными глазами, худенькая, скромная, в странном деревянном сапоге на левой ноге и почему-то с широкой зеленой повязкой на шее».
Если верить Коровьеву, это была знаменитая Джулия Тофана, отравительница XVIIвека и одна из самых известных (и плодовитых) серийных убийц во все века.
Правда, её преступления основывались не на жестокости, а на корысти - Тофана была профессиональным отравителем и продавала свой фирменный яд женам, которые хотели убить своих мужей.
О происхождении Джулии Тофаны известно немного, считается, что она родилась около 1620 года в городе Палермо, на Сицилии. Её мать Тофанию д'Амадо казнили в 1633 году за убийство мужа.
Джулия Тофана вышла замуж, тоже овдовела, и, вместе со своей дочерью Джироламой Спарой переехала в Неаполь, а затем в Рим. Следуя по стопам матери и, возможно, даже используя ее рецепт, Тофана начала ставить «семейный бизнес» по производству ядов на широкую ногу.
В «деле» были её дочь, несколько помощниц, а также, возможно, священник отец Джироламо, который поставлял мышьяк. Тофана маскировала снадобье так, чтобы его было не отличить от обычного содержания женского туалетного столика. Косметика, лосьоны, духи - и маленькая стеклянная бутылочка с изображением Святого Николая на лицевой стороне, "Манна Святого Николая из Бари", целебное масло для удаления несовершенств кожи. Что может быть невинней?
Впрочем, среди клиенток бытовало другое название для продукции донны Джулии - знаменитое в веках «Аква Тофана», то есть, «вода Тофаны». Несмотря на свою утонченность, «Аква Тофана» была смертельно опасна. Бесцветная и безвкусная смесь могла убить человека всего четырьмя-шестью каплями. Но истинный гений создательницы этого яда заключался в том, что его невозможно было обнаружить даже после смерти. Он убивал жертву в течение нескольких дней, имитируя болезнь.
Яд подавался в какой-либо жидкости. Первая доза вызывала слабость и истощение. Вторая - боли в животе, сильную жажду, рвоту и расстройство желудка. Постепенный упадок сил, однако, давал жертве возможность привести свои дела в порядок - например, написать завещание в пользу будущей безутешной вдовы.
Третья и четвертая доза, обычно, оказывались летальными.
В 1890 году в Chambers’s Journal писали об этом яде так:
«Чтобы спасти свою честь, жена могла потребовать вскрытия. Но и оно ничего бы не обнаружило, кроме невиновности женщины - да и кто мог бы её винить, если её муж умер без боли, воспаления, лихорадки или спазмов. Если после этого женщина в течение года или двух снова выйдет замуж, кто её осудит?»
Согласно большинству источников, бизнес Тофаны процветал на протяжении десятилетий, и энергичная отравительница, возможно, так и осталась бы незамеченной навсегда, если бы не тривиальная миска супа. Как гласит история, в 1650 году одна дама подала своему мужу миску супа, сдобренного каплей «воды Тофаны», но потом, почему-то передумала и попросила его не есть. Разъярённый муж не успокоился, пока не добился от жены признания, что она отравила пищу, получив яд от госпожи Тофаны.
Спасаясь от преследования властей, Тофана укрылась в местной церкви, но потом поползли слухи, что она отравила воду в городском водопроводе, и толпа взяла церковь штурмом.
После ареста и жестоких пыток Джулия Тофана призналась, что только за период с 1633 по 1651 год способствовала смерти более 600 человек при помощи своего яда.
Исход был предрешён, и в 1659 году предприимчивая отравительница вместе со своей дочерью и тремя помощниками была казнена на площади Кампо-де-Фиори в Риме.
Кроме того, были казнены более сорока её клиенток из простонародья, а вот клиентки из высших слоёв были либо заключены в тюрьму, либо вообще избежали наказания, утверждая, что не догадывались о том, что их косметическое средство было ядом.
Точный рецепт зелья Джулии Тофаны никогда не был записан. Считается, что она использовала смесь мышьяка, свинца и белладонны, которая широко использовалась в косметике на протяжении всего XVIIвека.
Во многих отношениях зловещий бизнес Джулии Тофаны был продуктом своего времени. В Италии XVII века (как и вообще в средние века) женщины имели мало самостоятельности, их часто выдавали замуж против их воли, и они почти ничего не могли поделать с жестоким отношением и насилием внутри брака.
Этим объясняется процветание целого подпольного мира алхимиков, аптекарей и специалистов по «черной магии», которые не столько занимались «темными искусствами», сколько решали проблемы, которые врачи или священники того времени решить могли или не хотели.