Салют, музыканты! В прошлом я уже писал о выборе оборудования для студии, где в том числе был блок, посвященный микрофонам. Что ж, сегодня просто рассмотрим виды микрофонов подробней. А так же для чего они нужны и какое количество должно быть в шкафу хорошего звукорежиссер.
Когда ты только начинаешь заниматься звуком, собирать свою студию или первый риг для записи, то кажется, что можно обойтись минимумом. Мол один хороший конденсаторный микрофон в умелых руках творит чудеса.И знаете что? Я согласен — в половине случаев одного действительно хорошего конденсаторного микрофона в связке с картой и преампом хватает с головой.
Но что если нужно записать не одного человека, а нескольких? Причем сразу. Акустическую виолончель или даже мини оркестр? А вдруг тебя пригласят озвучить концерт, сказав что нет оборудования. Как быть? Давай я расскажу о том минимальном наборе микрофонов, который позволит покрыть если не 100, то 99 процентов нужд твоих клиентов.
Но перед этим сделаем небольшое пояснение, что у каждого микрона есть диаграмма направленности (зона, в котором звук наиболее мощно улавливается) и что самая универсальная диаграмма — кардиоида, как на картинке снизу:
Итак классический конденсаторный микрофон с большой диафрагмой (я заведомо не буду писать о том, какую фирму выбрать, предоставив решение твоей фантазии и размеру кошелька). Их я советую взять две штуки: один с ровным ачх, другой с подъемом в низах и нижней середине. Причем ровный лучше взять трехдиаграмный (кардиоида-круг-восьмерка) в качестве универсального. А "низастый" микрофон можно использовать, чтобы дать "жирка" инструментам и вокалистам, у которых нет богатого нижнего тембра. Только стоит учесть, что для работы им нужно фантомом питание, так что стоит проверять, а есть ли оно звуковой карте. Плюс специальный вход на штекере XLR.
Частный вид такого микрофона — это микрофон ламповый. Суть та же, просто само тело микрофона встроена лампа, а усилитель расположен в отдельной коробке. Ты, как будто, сразу покупаешь себе микрофон с ламповым предусилителем, что по своему красит звук. Стоят как чугунный мост, но звук хорош. Но я все-таки рекомендую все пробовать перед покупкой, у друзей или знакомых, если есть возможность.
Стереопара (электретные или конденсаторные, тут уж сами выбирайте, это не так важно, важен форм-фактор). Так же нуждаются в фантомом питании. У них меньше диафрагма и диаграмма направленности уже, что идеально подходит для записи акустических инструментов. Гитара и оркестровые струнные — вот то, с чем чаще всего придется иметь дело. Кстати предыдущий микрофон из предыдущего абзаца можно использовать здесь третьим, в качестве ambient (пространственный звук) 😉
Динамический микрофон. Самый обычный тип микрофона, которые стоят на реп. точках. Даже караоке микрофон — это оно. Я рекомендую взять с большим сопротивлением и узкой направленностью (вроде гиперкардиоиды). Если придется писать бочку, кахон, дисторшн инструмент или очень мощный и яркий вокал, то этот микрофон отлично подойдет. Кстати и на концерты такой можно брать не боясь, что он заведется.
Микрофон-пушка. Частный случай — накаченный микрофон. Обладают очень узкой диаграммой направленности, а значит если придется работать с видео или на выезде, то пушка просто необходима для записи чистого звука, без сторонних призвуков и ветра. Да и для саунд-дизайна отлично подойдет. Или как репортерский микрофон.
Петличный микрофон (он же pin, clip mic или "петличка") — это интервью, это блоггинг и это запись голоса музыканта, если не хочется выставлять перед ним обычного вида микрофон, а точность и "близость" голоса нужна. Питаются от маленьких батареек и могут подключаться как к телефону или камере, так и к звуковой карте или рекордеру.
Измерительный микрофон не имеет смысла покупать без дополнительного программного обеспечения к нему. Ведь такие микрофоны нужны, чтобы определить идеальное место для звукорежиссер перед мониторами. А заодно, чтобы сделать компенсационную эквализацию под ваше помещение. Но это уже супер специфичная техника и не думаю, что она вам понадобится на раннем этапе погружения в индустрию, хоть знать о ней и необходимо.
И, если после всего перечисленного осталось немного денег, подумай о концертном конденсаторном микрофоне. Он выглядит, как динамический, но внутри есть диафрагма, что в корне меняет дело. Да ему нужно будет фантомное питание, зато звук такой, что коллеги по выступлению порвутся от зависти.
Ну а если ты сын/дочь богатых родителей или питаясь гречкой заработал на аппаратуру и гастрит, то купи себе обязательно цифровой рекордер. Эта крошка меня спасает везде — можно использовать как звуковой интерфейс для компа, как микрофон на выезде или в студии, да и как порта-студию в дороге тоже можно юзать. Короче универсальное, хоть и дорогое удовольствие. В моем вообще можно менять насадки из микрофонов, позволяя превращать рекордер из стереокадры в пушку, а пушку в круговой микрофон для записи пространства.
А подсчитав количество денег и не уйдя в депрессию от того, как много еще предстоит купить, помни: главное — твои уши, руки и голова, все остальное вторично. Хорошо записать можно даже на телефон, было бы желание (интро Nickelback из песни "Something in your mouth" тому пример)
Удачи и богатства тебе, музыкант✌️
Еще больше статей в telegram канале "Записки Аранжировщика". Кейсы и примеры, как делать музыку лучше, плюс чат единомышленников.