Нежная возлюбленная Данте Беатриче, мужественная Орлеанская Дева Жанна д`Арк, прекрасная королева Англии Алиенора Аквитанская — именно эти образы всплывают в голове прежде всего, когда речь заходит о Средневековье. Но на деле в те времена прекрасным дамам жилось далеко не так сладко, как пел в своих стихах автор «Божественной комедии».
Женщины — все-таки люди
В Средние века интерес к человеку вообще и женщине в частности угас. После античности с ее культом красоты человеческого тела пришли темные времена. Фанатики-христиане без обиняков заявляли, что женщина — существо несовершенное физически, интеллектуально и нравственно.
Доказывали они это просто: брали в руки Библию, открывали эпизоды о сотворении мира и грехопадении и тыкали пальцем: вот, мол, посмотрите, Ева сделана из ребра Адама. Некоторые богословы спорили, а вдохнул ли Бог Еве душу? В IX веке на одном из церковных соборов всерьез обсуждали вопрос, человек ли женщина вообще? Но потом потолковали и решили, что от кого же Христу было перенять человеческую природу, если не от Девы Марии? Постановили: женщины — все-таки люди.
Отдуваться за грехи Евы приходилось всем женщинам сразу. Жене полагалось рожать детей, следовать за мужем и во всем ему подчиняться.
По какому праву?
Во времена раннего Средневековья кое-какие права у женщин все-таки были. Сведения мы можем найти в «варварских правдах». Например, по Вестготской правде дочери и сыновья были равноправными наследниками, жена могла управлять совместной собственностью супругов. Но с развитием феодализма прав у городских и сельских дам оставалось все меньше.
По церковным законам женщины получали возможность управлять монастырями, но не имели права исповедовать. Женщина все еще могла получить землю в наследство, но при замужестве владельцем объявлялся муж.
За Прекрасных Дам
Женщинам высшего света жилось немного легче: в Средние века у рыцарей было принято поклоняться Прекрасной Даме. Идеал возлюбленной был продуман наперед: голубые, словно небо, глаза, губы, как кораллы, волосы, будто свет солнца.
Прекрасной Даме писали стихи и посвящали ей подвиги, но никогда на ней не женились. Любовь была только платонической и к браку не имела никакого отношения. Прекрасные рыцари женились по расчету и жен своих не любили.
Бить жену вообще не считалось чем-то противозаконным. В XIV веке во Фландрии закон гласил, что если после этого он смог привести супругу в чувство, то преступником его не считали.
Молот ведьм
Самый большой интерес вызывают, конечно, истории о сожженных на костре женщинах. Удивительно, но до XIV века женщин, обвиненных в колдовстве, светский суд судил куда строже церковного. Наказывали за реальный вред, нанесенный ворожбой: например, ведьм обвиняли во всех неурожаях и болезнях.
В 1478 доминиканские монахи Шпрингер и Инститорис написали книгу «Молот ведьм» — небезызвестное пособие для инквизиторов. Авторы убеждали читателей, что именно женщины легче отклоняются от веры. За неугодные Богу дела сжигали, конечно, не только женщин, но их всегда было больше, чем мужчин.