Найти тему

Нестабильность в нестабильном мире - это время перемен.

В удивительное время живем. Особо авторитетные люди нам сказали, что это время нестабильности и постоянных сквозных перемен. Вроде бы никогда такого не было, а тут опять. Раньше, дескать, все жили спокойно, размеренно, комфортно… Стоп! Точно размеренно-стабильно? А как же регулярные войны с отсутствием перерыва на обед? А поголовные, но при этом какие-то усиленно избирательные по национально-этническому признаку, голодоморы? Вон, бедная, но безбашенная Украина вкупе с тремя «балтийскими тиграми» до сих пор от социальной обиды на «кровавую коммунистическую гэбню», которая с непонятного «братского перепуга» в советское время «пришила» им по доброй трети территории, по ночам соплями подушки мочат. И ведь сами себе верят, бедняги. А эпидемии, косившие всех без разбора и сортировки на «наших» и «ваших»? Думаете, только COVID-19 «расстроил» сильных мира сего персональной неизбирательностью? Не скажите. Хоть «испанка», хоть чума – обе эти «барышни» обладали крайне заниженной социальной ответственностью. Тогда может раньше комфортнее было? Но с физическим комфортом и так все понятно - à la guerre comme à la guerre, как говорится – месяцы мирного затишья можно было по пальцам пересчитать. А уж о том, как французские «сливки общества» блох у себя отлавливали, да ночные горшки на головы прохожим выливали – историками много чего о том самом «комфорте» было понаписано. Ну так может быть у них тогда еда была здоровее, да психика устойчивее? Еда, конечно, в чем-то была экологичнее и проще (ананасы к завтраку обычным людям не подавали, но и пестицидами капусту с брюквой не травили). Опять же за чистую воду денег никто не платил – пили как есть, из речки. Просто в речки тогда еще никто не гадил - в промышленных масштабах разумеется. А что касается психики, то тут все просто. На войне обычно сумасшедших мало, и с каждым днем становится все меньше. Ведь если тебе приспичило из окопа в направлении линии огня ручкой, али красной тряпкой, помахать, то будет весело, но точно недолго – в случае чего свои же пристрелят, чтобы по случаю не получить в процессе краткосрочного сновидения артобстрелом по каске. К тому же, пока тебе негде жить, нечего есть, нет времени поспать, а «над головой пули свистят», слабые психические расстройства точно не страшны. Если крыша и поедет, то только окончательно – с уходом в параллельную реальность. К тому же, в прошлые века и жили как-то не слишком долго, особо не было у них времени на разные психо-драматические («меня мальчики не любят») измышления. Так что, насчет того, что конкретно сейчас живем во времена системной неопределенности – не скажите, не скажите… Видали и похуже.

На стандартный вопрос: «А почему так грустно?», мы очень любим отвечать двумя вопросами – «Кто виноват?» и «Что делать?». Искать кто виноват, на мой взгляд, занятие вообще малополезное. Ведь в психике, куда ни пни, все равно рано или поздно приходишь к пониманию «я сам». Даже если тебе в детстве (когда ты вроде бы сам еще ни за что не отвечаешь) ливанули на голову полный ушат психо-травматического кипятка, все равно с возрастом признавать наличие сложностей и проблем придется самому, и в последствии разбираться с ними придется (даже при поддержке специалиста) тоже самому. Так чего тянуть? Сразу, с плеча, «Я - сам!» и в путь!

Жить в эпоху перемен, никто не спорит, крайне сложно. Но до чего же интересно. Еще вчера цифра в паспорте 55 и 60 означала – старость, пенсия, дача, внуки. Конечно, многих сейчас испугала история с поднятием пенсионного возраста – ведь если ты свою работу не любишь, то провести на ней еще лишних пять лет – это, по сути, лишних пять лет колонии строгого режима, где атрибуты «пенсия-дача-внуки» вдруг перешли в желанную, но временно отложенную и мало достижимую мечту. А если любишь? Если каждый день протекает с удовольствием и радостью, что еще целых пять лет ты на государственном уровне защищен от сокращения, и у тебя будет зарплата и хоть какая-то стабильность (которой на самом деле, как мы уже выяснили, не было и нет). И вот опять всё упирается в пресловутое «Я – сам». Сначала «Я – сам» себя воспитал в детском садике, потом «Я – сам» себя выучил в школе (училище, колледже, техникуме, институте и т.п.), затем «Я – сам» наделил себя опытом на работе, и наконец, «Я – сам» себя должен развлекать на склоне лет. Возмутительно? Еще бы! Но не спроста «спасением утопающих» занимаются исключительно «утописты». Не спасти того, кто этого не хочет – ни от драмы, ни от скуки, ни от уныния, ни от самого себя. Попробуйте вытащить из воды того, кто прётся в реку с намерением всенепременно утопиться, да он скорее вас притопит, чем без усилий даст себя спасти. Для таких рецептов нет, ибо что ни предложи – всё не то, всё не так, не смогу, не бывает, не надо, не пытайтесь, не спасайте. Да за ради Б_га! Топись! Тяни лямку, страдай всецело, ненавидь государство, чужих, своих, себя! Имеешь право, опять же по принципу «я - сам». Право выбора – опция врожденная, приобретается лишь направление, в котором мы этот выбор реализуем. Стратегия жизненного выбора – тема для «поговорить» неисчерпаемая. Как выбираем, зачем выбираем, куда это нас приведет и можно ли на этом пути вносить свои коррективы – об этом мы поговорим в следующей части. А пока – в интересное всё-таки время живем…