Использование логотипа клиента в рамках продвижения собственных услуг регулируется скорее договорными отношениями, нежели законодательством о защите интеллектуальной собственности.
Возможность упоминания заказчика среди своих клиентов и публикации примеров выполненных для него работ (оказанных услуг) следует, прежде всего, проверить в содержании условий заключенного с ним договора. Крупные современные компании нередко включают в договоры с подрядчиками пункты о запрете любого их упоминания, в том числе в портфолио и аналогичными способами.
В частности, формулировка «стороны обязуются сохранять конфиденциальность сведений о заключении и исполнении настоящего договора» подразумевает запрет «хвастаться» этим клиентом.
При этом факт оказания вами услуг данному клиенту может быть сам по себе общеизвестен. Например, в сведениях о регистрации товарного знака может быть указан патентный поверенный, который вел делопроизводство, и компания, в которой он работает. В такой ситуации общедоступно опубликованные данные уже не получится «засекретить», а патентный поверенный не виноват в их раскрытии. Информация о договоре с заказчиком также может быть размещена на ресурсах, относящихся к государственным закупкам.
Тем не менее, такие официальные данные не содержат информации о наличии между заказчиком и исполнителем доверительных отношений, о чем мы хотим заявить, размещая сведения о клиенте у себя на сайте или в портфолио.
Обращение к клиенту за разрешением сослаться на него или на конкретный кейс относится к сфере этики профессиональной коммуникации. В разделе «Наши клиенты» мы часто пишем: «Нам доверяют: …». Спрашивая у клиента разрешение, мы обеспечиваем достоверность такого заявления.
Существуют ли риски, если в договоре с клиентом прямо не запрещено его упоминать и раскрывать условия сотрудничества, а спрашивать разрешения вы не хотите?
Размещение логотипа клиента в рассматриваемом контексте не будет нарушать его права на зарегистрированный товарный знак.
Нарушением прав на чужой товарный знак является его применение в отношении собственных товаров или услуг в целях недобросовестного заимствования репутации «подделываемого» бренда – если у потребителя может сложиться впечатление о том, что ваш продукт имеет отношение к правообладателю - владельцу используемого товарного знака.
В случае размещения логотипа компании в перечне клиентов очевидно, что фирменная символика служит лишь целям идентификации компании. При этом для таких компаний как, например, дизайнерские и брендинговые агентства, патентные бюро, логотипы (товарные знаки) непосредственно демонстрируют результаты их деятельности.
Размещение чужого логотипа без разрешения может быть признано нарушением авторских прав на него.
Один и тот же логотип может быть зарегистрированным товарным знаком, а также являться объектом авторских прав. В случае с авторскими правами использование изображения в портфолио не относится к так называемым разрешенным способам свободного использования и должно осуществляться с разрешения правообладателя.
Поэтому, в частности, если вы разработали логотип и передаете заказчику права на него (навсегда и в полном объеме), не забудьте в условиях договора разрешить вопрос о возможности использования вами логотипа в портфолио.
Распространена практика размещения логотипов клиентов на сайте в черно-белом варианте – решает ли это вопросы с правами?
Относительно изменения цветовой гаммы логотипа при использовании следует учитывать, что использованием объекта авторских прав будет являться не только его прямое копирование, но и переработка. С точки зрения правил сравнения товарных знаков это также не будет рассматриваться как существенное изменение, поскольку вероятность возникновения ассоциаций с правообладателем объективно останется.
Автор: Анастасия Спильник, патентный поверенный № 1838
https://patentus.ru/media/statyi/tz/ispolzovanie-logotipov-v-razdele-nashi-klienty/
Ставьте лайк, поделитесь с друзьями, подпишитесь на этот канал!
Юристы по интеллектуальной собственности защитят Ваши интересы. Регистрация товарного знака в России и за рубежом. Регистрация патента на дизайн (промышленный образец) в России.