Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Недооценённые авторы музыки: Феликс Мендельсон

Хотя Феликс Мендельсон не так уж и «неизвестен», его часто считают композитором, который не заслуживает своего места во «втором эшелоне» классической музыки. Будучи невероятным пианистом и композитором в юном возрасте, Мендельсон создал некоторые из своих самых популярных и известных произведений (увертюра «Сон в летнюю ночь» и знаменитый струнный октет), прежде чем достиг своей музыкальной зрелости. Это означало, что многие из его поздних сочинений были заслонены этими более ранними работами. Видео: «Ф.Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь» (1976)». Еще один интересный фактор, объясняющий его недостаточную оценку — это его происхождение. Несмотря на крещение, родители Мендельсона были евреями по происхождению, а дед Феликса (Моисей Мендельсон) даже был еврейским философом. В его время евреев не любили и подвергали дискриминации в Европе, что привело к тому, что многие еврейские семьи сменили или видоизменили свои фамилии (фамилия Феликса на самом деле была Мендельсон-Бартольди — пос

Хотя Феликс Мендельсон не так уж и «неизвестен», его часто считают композитором, который не заслуживает своего места во «втором эшелоне» классической музыки.

Будучи невероятным пианистом и композитором в юном возрасте, Мендельсон создал некоторые из своих самых популярных и известных произведений (увертюра «Сон в летнюю ночь» и знаменитый струнный октет), прежде чем достиг своей музыкальной зрелости. Это означало, что многие из его поздних сочинений были заслонены этими более ранними работами.

Видео: «Ф.Мендельсон. Увертюра «Сон в летнюю ночь» (1976)».

Еще один интересный фактор, объясняющий его недостаточную оценку — это его происхождение. Несмотря на крещение, родители Мендельсона были евреями по происхождению, а дед Феликса (Моисей Мендельсон) даже был еврейским философом.

В его время евреев не любили и подвергали дискриминации в Европе, что привело к тому, что многие еврейские семьи сменили или видоизменили свои фамилии (фамилия Феликса на самом деле была Мендельсон-Бартольди — последнее имя добавлялось, чтобы звучать менее по-еврейски).

Тем не менее, в 1850 году, после смерти Мендельсона, Рихард Вагнер написал эссе под названием «Евреи в музыке», в котором он нападал на выдающихся еврейских композиторов и музыкантов, особенно часто упоминая Мендельсона. Очевидно, это способствовало некоторой общественной неприязни к нему.

Шуман однажды назвал Мендельсона «Моцартом девятнадцатого века» из-за его огромного таланта и мастерства в музыке. После его смерти на него была смешанная реакция от различных критиков, что привело к его дальнейшему «забвению».

Вот некоторые из его работ, которые делают его достойным находиться в первом эшелоне классической музыки:

  • Симфонии: №4 «Итальянская», №5: «Реформация» и №3 «Шотландская».
  • «Песни без слов» для фортепиано соло.
  • Скрипичный концерт ми минор.
  • Фортепианный концерт №1 соль минор.
  • Виолончельная Соната №2 ре мажор.
  • Гебридская увертюра «Пещера Фингала».

Даже Ницше любил Мендельсона.

Видео: «MENDELSSOHN Sonata No.2 for Cello and Piano In D Major, Op.58». В описании видео на YouTube есть содержание со ссылками на каждую часть сонаты, по времени в середине ролика (соната четырёхчастная).

По материалам публикации (англ.).

Когда я был подростком, Мендельсон был моим любимым композитором. Я находил удивительным, что кто-то в моём возрасте (15 или 16 лет) мог быть настолько компетентным и богатым с точки зрения музыкального воображения, и обладать таким мастерством оркестровки. В то время я знал только октет, «Сон в летнюю ночь», «Гебриды» и Скрипичный концерт. Мне казалось, что Мендельсон был более развит и изобретателен, чем даже Моцарт или Шуберт, и я по-прежнему думаю, что он действительно был таким примерно до возраста 21 года.

Однако Мендельсон, по-видимому, не развивался эмоционально или музыкально, и это вместе с неустанным потоком негативных комментариев от музыкальных критиков затруднило продвижение его работ. Они стали слишком тесно связаны с сентиментальными викторианскими ценностями. Он печально умер молодым, и, возможно, ради своей будущей славы ему следовало бы умереть моложе...

По материалам публикации (англ.).

Мендельсон всегда присутствовал в моей жизни. Его симфонии приятно слушать. Моя любимая — «Итальянская». Мне нравится его увертюра «Гебриды», а его Свадебный марш из «Сна в летнюю ночь» вошёл в народный репертуар как извечный фаворит. Я играю его Скерцо из «Сна в летнюю ночь» в пересказе (парафразе) Рахманинова почти на каждом концерте на бис.

Однако я нахожу большую часть его фортепианной музыки несколько озадачивающей. В каком-то смысле она всегда кажется незаконченной. Будучи пианистом, я исполнял его концерт соль минор, трио, «шотландскую фантазию» и «серьёзные вариации». Всё это я в конце концов полюбил.

Мне пришлось очень много работать, чтобы уравновесить почти несовместимые элементы классицизма и романтизма — первый исторически слишком поздний, а второй исторически слишком ранний. Это всегда вызывает вопросы «сколько будет слишком много» и «насколько мало будет слишком мало». Затем следует неуловимое противопоставление патрицианской сдержанности и буржуазной любезности: одно может привести к скуке и поверхностности, другое — к легкомыслию и сомнительному вкусу в подходе исполнителя.

Короче говоря, это композитор, у которого есть несколько больших вершин и несколько спусков с горы Олимп на меньшие высоты. По крайней мере, исполнителю и аналитику трудно быть беспристрастным и объективным, когда речь заходит о Мендельсоне. По моему скромному мнению, Мендельсона по-прежнему трудно классифицировать, но и невозможно отбросить как великую фигуру в истории музыки.

По материалам публикации (англ.).