Протопоп Аввакум – личность известная еще по школьным учебникам истории. Церковный раскол XVII века проходят в 7 классе, это достаточно яркие страницы русской истории и хорошо запоминаются. Аввакум - фанатичный лидер старообрядцев, не признавал церковную реформу патриарха Никона, долгое время сидел в земляной тюрьме, был сожжен, его последователи не смирились с реформой и продолжать жить по старым обрядам в глухих лесах, куда они ушли от царских гонений. Давайте рассмотрим самые любопытные факты из биографии этого человека.
Часть первая
Аввакум автор первой автобиографии в русской литературе. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — удивительный памятник литературы XVII века. Это произведение написано живым, нарочито грубоватым языком, отчего читается достаточно легко. В ней он описывает свою сложную судьбу. Как рос, как пришел к вере увидев мертвую скотину на дворе соседа (чем то это напоминает историю Будды). Много писал о том, как страдал за веру – били его разного рода начальники за его суровость, строгость, тягу к справедливости. Никому ничего Аввакум не спускал – скоморохов из деревни выгонял, бороду брить запрещал, от всех требовал праведности, мог поколотить прихожанина. При этом пользовался большим авторитетом, потому, что люди так искренне и истово верующие могут легко повести за собой - у Аввакума, по его словам было 500 или 600 духовных детей. После того, как он не принял церковную реформу Никона его сослали в Сибирь в семьей. Даже по дороге он обличал и ругал реформу. По дороге он тонул, сам тащил телегу, претерпел кораблекрушение, сидел в остроге (пока семья его жила у злой бабы Ксении). Его несколько раз возвращали в Москву, но он твердо стоял на своих принципах и его опять наказывали и ссылали. В итоге его сошлют в Пустозерье. Удивительно читать как жили и что чувствовали эти люди – у них совершенно другая система ценностей. Вот один из самых известных фрагментов «Жития…»:
«Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лед. Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, — кользко гораздо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же и повалился; оба кричат, а встать не могут. Я пришел, — на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».
Часть вторая
Пустозерье, куда сослали Аввакума - это ныне не существующий город Пустозерск (город был окончательно покинут людьми в 1962 году), расположенный на севере Ненецкого автономного округа, примерно за 100 км до впадения Печоры в Баренцево море. Город тоже легендарный – первый русский город, расположенный за Полярным кругом, русский форпост для освоения Севера. В XVII веке это был крупный процветающий город, разбогатевший на торговле пушниной. Фотография реконструкции города с сайта Пустозерского историко-ландшафтного музея-заповедника.
Именно тут, за полярным кругом, где земля никогда не прогревается, а средняя температура летом 13 градусов, в земляной тюрьме 15 лет просидел протопоп Аввакум. Это было настолько страшно, что сам Аввакум, когда узнал об этой ссылке обратился с челобитной к царю и просил Алексея Михайловича разрешить ему вместо Пустозерска остаться в Холмогорах, это тоже север – Архангельская область, но все таки южнее. Что представляла из себя земляная тюрьма? Это сруб в земле. В мерзлой земле. Это реконструкция подобного сооружения из Новгорода. Там есть остатки лавок и отхожего места. Сверху такой поруб еще накрывался В подобном порубе Аввакум провел 15 лет. Именно тут он написал свою книгу. Как можно выжить в таких условиях и продолжать бороться за свои идеи – уму не постижимо. Понятно, что ему помогали единомышленники – подбрасывали еду, одежду, но все равно это очень страшное наказание.
За время заточения он не отказался от своих идей, он продолжал рассылать письма обличающие никонианскую реформу и части своей книги. Он это делал с помощью единомышленников, которые последовали за ним с ссылку или обратились вновь в старую веру под воздействием его проповедей. Ему даже приходилось часто менять тюремщиков, так как они под воздействием его личности и его речей они отрекались от реформы становились старообрядцами.
Часть третья
В итоге Аввакум был сожжен. Возникает вопрос – почему его так долго мотали по ссылкам и держали в заточении, ведь он был настоящим возмутителем спокойствия. По всей стране люди отказывались принимать церковную реформу, речи Аввакума, где он призывал твердо стоять на принципах старой веры расходись среди старообрядцев. Ту же самую боярыню Морозову и ее сестру княгиню Урусову, духовных дочерей Аввакума, тоже посадили в земляную тюрьму, правда в Калужской области, но при этом достаточно быстро уморили голодом. Как ни странно, но царя Алексея Михайловича с мятежным протопопом связывала давняя дружба. Алексей Михайлович был человеком очень набожным, в молодости его очень волновало, что священники ведут себя непотребным образом, нравственность среди прихожан с такими пастырями падает.
Для борьбы с этим в Москве был создан «Кружок ревнителей благочестия», в который входили и сам Алексей, и его духовник Стефан Вонифатьев, и будущий патриарх Никон, и Аввакум - все люди искренне и сильно верующие, хотя позже их пути и разошлись. Скорее всего, Алексей Михайлович до конца жизни относился к Аввакуму как к старому товарищу, который ошибается и может когда-нибудь раскается. Не случайно из ссылок его несколько раз возвращали в Москву и призывали отречься от своих идей.
Скорее всего именно поэтому и не выносил царь протопопу смертного приговора. Но в 1676 году на престол вступил Федор Алексеевич, а Аввакум продолжал слать гневные письма, в одном из которых он сильно ругал покойного царя. Это для Федора Алексеевича было не допустимо. К тому же его не связывала, как отца, дружба с протопопом. Поэтому очень скоро последовал царский указ о казни Аввакума, которого 14 апреля 1682 года сожгли в срубе вместе с его единоверцами и единомышленниками.
Протопоп изображен в бревенчатом срубе. На Руси, как правило, приговоренных к сожжению сжигали именно так. Это предотвращало превращение казни в зрелище, мук преступника не было видно.
Сейчас старообрядцы поставили на месте предполагаемого сожжения своего духовного лидера памятный крест.