На любой войне существуют писанные и неписанные правила, созданные для гуманизации действий на поле боя. Пропаганда, которой пичкают новобранцев, действует только первые месяцы боевых действий, потом патриотический запал идет на убыль. Солдаты сталкиваются с реальными ужасами и тяготами войны. Смерть товарищей, голод, страх, грязь и другие ужасы. Покормив месяц другой окопных вшей, бойцы начинают с другой стороны смотреть на действительность. В силу ступает цели экономической и практической целесообразности, а также милосердия. Даже в горячке ближнего штыкового боя солдаты начинают соблюдать некоторые негласные правила.
Известный идеолог нацизма и ближайший соратник Гитлера - Йозеф Геббельс - когда-то сказал, что солдата выгоднее ранить, чем убить, ведь каждый раненный солдат - это большая обуза для армии. Сначала нужно доставить бойца в госпиталь, затем сделать операцию, а потом поставить на ноги. Пока раненный восстанавливается, его нужно защищать и кормить. Чем большее количество тяжелораненных солдат тянет армию назад, тем меньше шансов на победу.
Именно из этих соображений никогда не добивали валявшихся на земле, страдающих от боли, после штыковой атаки, врагов. Исключения составляли только легко раненные солдаты, которые явно намеревались напасть, нанести последний решающий удар.
Более гуманные соображения применяли к тем, кто был готов сдаться в плен. Если во время штыковой атаки враг падал на колени и молил о пощаде, то его не убивали. Это из древнейших правил ведения милосердной войны. Впервые оно было задокументировано в древнекитайском трактате "Искусство войны" 6 век до нашей эры. Кодекс чести самураев учил, что убийство уже покоренного врага приносит несчастье. Несмотря на то, что прошло уже более 2 тысячелетий, этот принцип соблюдался.
Солдаты чисто из моральных соображений и милосердия не трогали сдающихся врагов. Только психически не здоровый будет убивать человека, который не намерен причинить тебе вред.
Люди с белым флагом всегда имели особое положение на войне. Появление парламентеров был хорошим знаком. Это означало, что враги хотят договориться и сократить количество жертв. Если на горизонте начинал маячить белый флаг, у солдатов появлялась надежда на выживание в этом кровопролитном сражении. Людей, которые несли белые полотенца, никогда не убивали.
Обычно во время штыковой атаки остаются только основные силы пехоты, но часто можно заметить, что тут, то там мелькает красный крест. Даже самый осатаневший от боли и страха солдат не станет трогать ангела, пришедшего спасать жизни людей.
То же касается похоронных бригад, бравшихся за дело по окончание основного сражения. Человек, убиравший трупы с нейтральной полосы, делал доброй обеим армиям, так как разлагающиеся тела разносили смрад и инфекцию, которая могла подкосить кого угодно. Убивать похоронников никакого смысла не имело, такое зверство себе дороже.
Соблюдение этих правил позволяли внести хотя бы какое-то рациональное и человеческое зерно в безумие под названием война.
Благодарю за прочтение статьи. Не забывается ставить лайки и подписываться на канал, чтобы не пропустить другие мои статьи.