На фотографии Дэвис Робертсон похож одновременно на Санта Клауса и канадского лесоруба в стереотипных представлениях большинства. Этот канадский писатель (1913-1995): прозаик, журналист, либреттист, университетский преподаватель, вошедший в 1986 году в короткий список Букера, принят в Американскую академию литературы и искусства, однако в России он известен гораздо меньше, и это несправедливо. Так, "Корнишская трилогия" , написанная Робертсоном в 1970-1989 годах, до России добралась только к 2013. В 2020 она вновь издана издательством "Иностранка, Азбука-Аттикус" в переводе Т.Боровиковой.
Не так давно я писала о недочитанных книгах. "Корнишская трилогия" относится к дочитанным, хотя первая часть "Мятежные ангелы" далеко не сразу захватывает внимание читателя. Хорошо еще, что в электронном варианте книги не видно, насколько трилогия объемна, иначе возник бы соблазн бросить ее и перевести в разряд недочитанных. Но те, кто сможет продраться сквозь первые несколько десятков страниц, не пожалеют, потому что их ждет забавное, увлекательное приключение по ожившим в сегодняшние дни архетипам.
Сюжет "Мятежных ангелов" начинается со смерти Френсиса Корниша, богатого коллекционера, оставившего после себя роскошную коллекцию предметов искусства ("он был невероятно богат и не жалел денег на картины"), книг, нот, завещавшего шедевры Национальной галерее, университетской библиотеке. Главные герои книги - профессор Холиер, священник Симон Даркур и Эркхарт Маквариш, весьма неприятный тип ("Маквариш всегда напоминает мне девушку из сказки — ту, которая с каждым словом роняла изо рта жабу") назначены душеприказчиками по завещанию Френсиса и должны разобрать его коллекцию, в награду взяв себе по одной вещи, какую только пожелают.
Место действия - канадский университет, который автор и его герои называют "Душок". Я не слишком знакома с канадскими реалиями высшего образования, но университет, показанный Робертсоном вообще не несет на себе ни национальных, ни временных отпечатков. Если бы не некоторые, весьма современные, разговоры про геев, его можно было бы вполне отнести к средневековому европейскому заведению, со странными профессорами, среди которых нормального человека нужно специально искать, да и то не сыщешь)). Местами откровенно скучно.
Еще один главный герой (сторонники феминитивов поправят меня - героиня) - Мария Феотоки, красавица с польскими и цыганскими корнями, аспирантка, занимающаяся творчеством Рабле. Собственно, первый миф, перенесенный Автором в реальность - раблезианский. Вечеринки в деканате сопоставляются с пирами Гаргантюа и Пантагрюэля ( не по количеству выпитого и съеденного, а по духу), отношение Рабле к образованию, церковной схоластике, философии то и дело всплывает в разговорах героев. Но гораздо интереснее читать страницы, посвященные семье Марии, ее матери, старой цыганке, которая с одинаковым удовольствием ворует в магазинах продукты, "лечит" переставшие звучать скрипки, гадает на картах. Кроме архетипа смеховой культуры раблезианского мира и архетипа цыганки, мы встретим на страницах первой книги и архетип Парацельса, впрочем , в шаржированном облике : с ним перекликается еще один герой - Параблейн.
Сатира на университетскую жизнь желчна, но не смешна. Однако не торопитесь откладывать книгу, вторая часть трилогии "Что в костях заложено" захватывает не в пример первой (но начать сразу со второй не получится, и не надейтесь ). Симон Даркур, которому поручили написать биографию Френсиса Корниша, пытается докопаться до всех тайн этого удивительного человека, разгадать, что же заложено в его костях. Именно эта часть трилогии вошла в Букеровский короткий список.
Во вполне реалистическое повествование о судьбе Френсиса вплетаются фантастические мотивы: рассказ о его судьбе ведут биограф людских судеб - ангел Цадкиил Малый и даймон Маймас, покровитель Френсиса, направляющий его судьбу то в одну, то в другую сторону, чтобы сделать из него великого человека. Подделка раритетов живописи, шпионаж, неудачная любовь, удачная карьера, множество героев, оказавших влияние на Френсиса - увлекательное чтение, и "говорящие ангелы" совершенно не мешают предаваться наслаждению.
Третья часть, "Лира Орфея" в основу сюжет кладет Артуровский миф, который воплощается одновременно на сцене (герои решают дописать и поставить в театре неоконченную оперу Гофмана о короле Артуре) и в жизни, когда каждый из персонажей играет роль в событиях всем известного любовного треугольника Артур - Ланцелот - Гвинерва. Величественный миф вновь превращается в фарс. Впрочем Артуровский миф (Великодушный рогоносец) задним числом поясняет и многие события второй части: сам Френсис тоже оказывается великодушным рогоносцем, содержащим всю жизнь родителей обманувшей его женщины и ее дочь.
Повествование и в этой части трилогии иногда прерывается комментариями духа - на этот раз это дух Гофмана, застрявший в чистилище, где обитают все, не окончившие какие-то важные дела на земле. При этом сюжет, действие остаются в рамках реалистического повествования, без каких-либо мистических или фантастических мотивов.
Архетипы, ожившие на страницах "Корнишской трилогии" показывают, насколько кажущейся оказывается граница между временами, эпохами, цивилизациями, насколько мало расстояние между великим и смешным. А еще, без сомнения, автор заставит по-новому посмотреть на уже известные факты литературы и фольклора, возможно, кого-то вдохновит на то, чтобы перечитать Раблезиану, "Житейские воззрения кота Мурра" Т.Гофмана, "Смерть Артура " Т.Мэлори.