Найти тему
Литература и история

Николай Дубовской: путь от восхищения к забвению

Сегодня картины Николая Дубовского уходят на аукционах за баснословные суммы. Но лишь совсем недавно его имя и работы стали возвращаться из забвения. В России же, к сожалению, до сих пор о Николае Никифоровиче известно очень мало. И это несмотря на то, что при жизни он был весьма знаменит и считался одним из лучших художников-передвижников.

 Николай Никанорович Дубовской (17.12.1859 - 28.02.1918), русский художник-пезажист. Перевёрнутое в горизонтальной плоскости зеркальное изображение File:Nikolay Dubovskoy02.jpg
Николай Никанорович Дубовской (17.12.1859 - 28.02.1918), русский художник-пезажист. Перевёрнутое в горизонтальной плоскости зеркальное изображение File:Nikolay Dubovskoy02.jpg

Родом Дубовской из Новочеркасска, из семьи потомственного казака. С юных лет Николай интересовался живописью и первые уроки брал у своего дяди. Тем не менее отец считал, что мальчик должен продолжить казачью традицию, и отправил его в Киев в военную гимназию.

Но и там Николай не оставил занятия живописью. А так как свободного времени у кадетов практически нет, то он просыпался на пару часов раньше и рисовал.

Эту тягу к творчеству заметил руководитель гимназии и посоветовал отцу не препятствовать Николаю в его любимом занятии. И действительно, Дубовской-старший позволяет Николаю после окончания гимназии продолжить обучение в Петербурге в Академии художеств, где его наставником становится профессор М.К. Клодт.

Дубовской был не просто прилежным, но очень талантливым студентом. Его успехи были отмечены четырьмя Малыми серебряными медалями, однако по какой-то причине дипломную работу Николай Никанорович делать не стал — он демонстративно от этого отказался. В итоге не получил полагающегося звания, а педагогов обидел.

Скорее всего, именно поэтому, когда через год он предложил две своих работы на выставку, худсовет Академии их не принял. Тогда с картинами «Перед грозой» и «После дождя» Дубовской отправился в «Общество поощрения художников», где его отметили сразу двумя премиями.

Николай Никанорович продолжает участвовать в выставках «Общества» и постепенно завоёвывает внимание и критиков, и публики. О молодом художнике начинают говорить, его картины пользуются спросом.

В середине 80-х годов девятнадцатого века Дубовской приходит к передвижникам. На их выставке он предлагает полотно «Зима», которое тут же покупает П.М. Третьяков и выставляет в своей галерее. Затем художник создаёт «Раннюю весну», «Утро в горах», «Зимний вечер». Особое внимание привлекала его работа под названием «Притихло». Она оказалась настолько необычной, что её приобрёл император Александр Александрович для Зимнего дворца.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография, 1888 г.
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Стоят: (слева направо) - А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий, Н. В. Неврев, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, Г. Г. Мясоедов; сидят (слева направо) - А. А. Киселёв, Е. Е. Волков, А. И. Куинджи, А. М. Васнецов, Н. Д. Кузнецов, К. В. Лемох, М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография, 1888 г.

Третьяков, желавший поместить полотно в галерею, заказал Дубовскому повторение, о чём впоследствии высказался:

«Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее».

Для передвижников эта картина стала новаторской. Новые мотивы — тишина перед грозой, ничтожность человека перед стихией — были оригинально решены. Цветовые контрасты, подсвеченные яркими лучами тёмные грозовые тучи передавали сильные эмоциональные ощущения, за что и ценили произведения Дубовского.

На даче в Силламягах после игры в городки. Справа от И.П. Павлова – Н.Н. Дубовской. Фото, 1900-1910 гг.
На даче в Силламягах после игры в городки. Справа от И.П. Павлова – Н.Н. Дубовской. Фото, 1900-1910 гг.

Пейзажем восхищался и коллега художника И.И. Левитан:

«Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее, мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».

Работы Дубовского неизменно вызывали восторг публики. Он писал исключительно пейзажи, так как был уверен, что именно этот жанр может «зажечь человеческое сердце и направить его к добру». На Всемирной парижской выставке его единственного из русских художников удостоили серебряной медали.

Творческое наследие художника составляло около полутора тысяч работ. Но после революции, которую Дубовской не принял, его картины разошлись по второстепенным музеям республик, потому что в них не было «идеологического подтекста», и постепенно забылись... И лишь недавно интерес к его творчеству стал проявляться снова.

Источник информации:
Дубовской Николай Никанорович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.]/ под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

Благодарю вас, что дочитали, поставили лайк и сделали репост!

О художниках мы также писали ранее:

Василий Кандинский: повелитель абстракций

«Каждый обсуждает моё искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить»

Кузьма Петров-Водкин: как сын сапожника стал художником