Фильм Джеймса Кэмерона стал настоящей сенсацией в 1997 году. Восхитительные спецэффекты, масштабные съёмки, красивая романтическая история, "Титаник" во всём его великолепии. Критики и зрители сразу полюбили картину, сделав её самой кассовой вплоть до 2010 года (рекорд смог побить только "Аватар" за режиссурой всё того же Кэмерона). "Титаник" получил целую россыпь оскаров и других престижных премий. Сцены из фильма пародировались множество раз, количество отсылок к нему не счесть. Композиция "My heart will go on" в исполнении Селин Дион обрела такую популярность, что оказалась на 14 месте в списке самых продаваемых песен в истории. А дуэт Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо стал одним из самых узнаваемых в истории Голливуда.
Но есть одна вещь, ради которой стоит пересмотреть фильм сейчас: его основная мысль. Если спросить простого зрителя, о чём "Титаник", чаще всего ответ будет либо "О любви", либо "О крушении корабля". Бесспорно, и тому, и другому в фильме уделена важная роль. Но мистер Кэмерон в свой фильм вложил идею, которую многие не заметили.
Чтобы разглядеть её, вернёмся к началу фильма и разберёмся с персонажами (коротко, на сколько возможно).
- 17-летняя Роза родом из некогда богатой семьи, должна выйти замуж за состоятельного мужчину, которого не любит, дабы поправить финансовое положение своей фамилии.
- Джек - авантюрист, романтик и мечтатель, не имеющий ни гроша за душой. Для него путешествие на "Титанике" - это новое приключение. Джек счастлив, даже будучи бедняком, ведь ему нечего терять.
- Роза, которую с Джеком роднит свободолюбие, наоборот чувствует себя несчастной. Судьба на столько тяготит её, что она готова совершить самоубийство, ибо не видит другого выхода.
Собственно, это самые важные черты персонажей. Вся их линия строится именно на этих качествах.
Далее Джек и Роза знакомятся, влюбляются. Они из совершенно разных миров, у них разный жизненный опыт, но это не мешает Джеку увидеть, почему Роза чувствует себя несчастной.
Роза позволяет себе небольшую шалость - сбегает в каюты 3-го класса, где с удовольствием проводит время. Но когда о её выходке становится известно её матери и жениху, Роза возвращается к прежней жизни. Она всё ещё также покорна своей судьбе. И если бы далее всё пошло по плану её матери (без Джека и крушения), Роза бы вышла замуж и рано или поздно вновь вернулась к мысли о суициде, как единственном выходе.
Джек, хитростью проникнув на палубу 1-го класса и выманив Розу, говорит ей, что она может и должна изменить свою жизнь. Роза отвечает, что довольна всем, что имеет. Она задумывается над его словами, но ещё не готова изменить свою жизнь. Но, как позже окажется, она готова на дерзость.
Роза просит Джека нарисовать её обнажённой с одним только кулоном "Сердце океана". Этот рисунок и кулон она оставляет жениху в сейфе вместе с запиской. Вроде бы Роза готова уйти от матери и жениха. Но когда Джека подставляют, подбросив бриллиант, она теряется. Без Джека она не представляет новой жизни, он для неё проводник и опора.
Тут нужно сделать небольшое отступление.
Роза всю жизнь провела в роскоши. Она достаточно молода и избалованна (даже Джек говорит ей об этом). В её положении тяжело говорить о каком-то выборе, ведь брак с состоятельным мужчиной - огромная удача для неё. Будь она действительно на столько отчаянна ранее, она бы уже сбежала из дома, готовая к любым тяготам. Но бедность она даже не рассматривала.
Джек американец, который искал удачи в Европе. Он не идёт на завод или в порт (до великой депрессии ещё есть время, работу найти можно), а ввязывается в авантюры. Его устраивает его бедственное положение.
Прибыв в Америку и сбежав, смогут ли они быть счастливы? Конечно, хочется верить, что да. Но на самом деле, кроме их страстной любви, ничто не предвещает им семейного счастья. Джек это прекрасно понимает.
Происходит столкновение с айсбергом корабль начинает тонуть.
Розе нужно принять решение самой - спастись или вернуться к возлюбленному. В это же время она выбирает - смириться с тем, что ей уготовано или попытать взять жизнь в свои руки. И когда она прибегает к Джеку, она говорит: "Я не думала, что смогу". Она подразумевает, что никогда не верила в то, что сможет пойти наперекор отведённой ей судьбе и сделать столь важный выбор.
Джек и Роза всеми силами пытаются спастись с тонущего корабля, но в итоге оказываются в холодном океане. Роза на плоту, Джек в воде. И Джек обращается к Розе в последний раз. Но это не слова прощания, а слова напутствия. Он просит Розу не сдаваться, рисует перед ней картину той жизни, которую Роза сама хочет. Тем самым он просит не оставаться покорной своему року, а и прожить долгую жизнь, взяв ответственность за судьбу на себя. Именно поэтому, когда Роза говорит, что любит его, Джек отвечает: "А вот этого не надо". Он не хочет, чтобы выбор Розы был связан с ним, чтобы она отказалась от своего смелого шага, даже если ему суждено умереть в этих водах. Это слова мудрого друга, но никак не влюблённого.
И Роза принимает его напутствие. Оказавшись на берегу в Америке она не воссоединяется с семьёй, избегает бывшего жениха и берёт фамилию Джека.
И когда мы видим фотографии Розы, мы понимаем, что она прожила длинную, яркую, счастливую жизнь. И более того, она сохранила бриллиант "Сердце океана", как напоминание о тех нескольких днях в апреле 1912 года, о Джеке Доусоне и о "Титанике" так резко изменившем её судьбу.
Фильм кончено и о любви, и о корабле. Но главная его идея в том, что счастье не бывает несвободным. Человек, скованный страхом, вынужденный идти против себя, человек не берущий ответственность за свою жизнь обречён на несчастье. Джек научил этому Розу. А она пронесла память о нём через долгие годы.