Добрый день, уважаемые читатели канала "Новосибирский Журнал"! Сегодня решил принять участие в челлендже #день со мной который проходит в рамках Яндекс Дзена.
Сегодня расскажу о поездке в знаменитый Караканский бор, который является одной из самых посещаемых достопримечательностей Новосибирской области. Мы всей семьей постоянно делаем подобные туры выходного дня и думаю читателям будет интересно посмотреть, а точнее провести этот день в фотографиях.
Краткая информация:
Маршрут: Новосибирск-Ордынка-Нижнекаменка-берег Обского моря - Караканский бор - Ордынка - Новопичугово-дельта реки Ирмень-Новосибирск.
Протяженность маршрута: 300 километров
Время маршрута: 12 часов
Финансовые затраты (расходы на бензин, билеты на автомобильный паром, питание): 2500 рублей (на состояние цен на осень 2020 года)
Общая оценка маршрута: 5 из 5 баллов
Подъем в 4:00, выезд в 5:00. В субботний день город в эти часы очень интересный. Нет автомобильных пробок, очень мало автотранспорта, поэтому прошли Новосибирск за сорок минут.
Рассвет застал нас на автомобильной трассе в Ордынку. От Новосибирска добираться около 90 километров. Во время пути трассу и поля вокруг начал застилать плотный туман. Километров 15 двигались в полнейшем "молоке". Видимость была около 1,5- 2 метров.
Паром через Обское море начинают ходить в семь утра, но у нас был другой план. В самой Ордынке есть замечательный залив, где надо встречать восход солнца. Туда и направились. Туман нас догнал и начал укрывать залив.
Такие моменты на долго остаются в памяти. Полнейшая тишина. Первые птицы начинают просыпаться. Первые лучи солнца начинают прорываться сквозь туман.
Кстати, и в поселке полнейшая тишина... Все еще спят. В том числе и петухи. Эти птицы вообще очень хитрые. Прокукарекает и опять часа на два уходит в дремоту.
Действительно очень красиво, и в такие моменты не хочется разговаривать. А только слушать тишину...
А вот и солнце. Оно здесь тоже другое. Еще толком не проснулось. Только начинает потягиваться и зевать...
Кувшинки... Растение, которое ушло с рек и водоемов Новосибирска... Причина - конечно плохая экология и изменение ландшафтов, природной среды...
В заливе появляются утки. Которые тоже некуда не торопятся...
Всего 10-15 минут на заливе дарят просто невероятные впечатления, которые вы будете еще долго помнить.
Надо отдать должное местным жителям Ордынки на берегу залива - есть специальные места для мусора, и видно, что за чистой следят. Все таки от Новосибирска, где все берега рек и озер просто замусорены отдыхающими - нет. Об этой проблеме Новосибирска и пригородов я писал вот в этом материале.
На берегу залива нашли вот такой популярный в 60-е и 70-е года самодельный аттракцион. Карусель - коромысло с цепью. Подпрыгиваешь, цепляешься руками за цепь и кружишься, пока не ослабеют руки. Говорят, что именно такой тип карусели привел детвору к изобретению легендарной тарзанки на берегах рек и озер.
Прибываем на пристань. Время еще много, паркуем автомобиль согласно разметке и идем смотреть окрестности.
Заодно изучаем расписание парома и стоимость перевозки через Обское море пассажиров и автомобилей.
#Обское водохранилище новосибирцы называют - #Обское море. Ну, а если море - то появляются атрибуты морской жизни. Якорь например... или табличка для водителей автомобилей об обязательной высадке пассажиров. Заезжать автомобиль на паром должен без пассажиров.
Рядом с пристанью, на парящей воде дремлют небольшие баркасы и буксиры. Смотритель парома закидывает удочку и довольно много ловит карасей и окуньков.
К девяти часам утра, очередь на автомобильный паром уже впечатляет. Но нам переживать нечего. Мы стоим первые.
С Нижнекаменки прибывает паром и первыми выходят пассажиры, только потом с парома начинает выезжать автомобильный транспорт.
Все таки я нарушил правила, и в машине был один пассажир - наша собака Джулька, у которой в голове не укладывалось что, происходило вокруг.
Кстати, все автомобили, которые были в очереди - зашли на паром. Даже грузовик - длиномер, который перевозил небольшой экскаватор.
Отдали швартовый - пошли по морю!!! Когда происходит погрузка автомобилей на паром, то очень интересно наблюдать как капитан парома отдает приказы по расстановке автомобилей на пароме. Иногда случаются просто комичные ситуации. Сегодня вечером на этом канале опубликую видео с этим процессом.
Паром начинает идти по Обскому морю и вокруг опять туман... туман.. туман... Воздухом невозможно надышаться!
Автомобили обходит кондуктор парома. Кстати, есть терминал для банковских карт. Это очень хороший плюс. Водитель оплачивает стоимость автомобиля, но учтите что пассажир, который ехал с вами покупает отдельный свой билет. Стоимость и расписание всегда есть на сайте речного пароходства.
Время пути на другой берег Обского моря, до пристани у поселка Нижнекаменка составляет примерно 40 минут, так у вас будет время насладиться как и видами вокруг вас, так и морской свежестью...
Джульке тоже все происходящее вокруг очень интересно, поэтому в автомобиле она выбрала лучшее место.
Во многих путешествиях я беру рыболовные часы "Casio", которые играют роль талисмана и были уже не в одном путешествии. Жаль что в России эти часы не пошли, и примерно лет шесть назад были сняты с производства. Свои я покупал на интернет аукционе eBay в США. Служат эти часы мне уже верой и правдой лет наверное десять. Наверное, стоит рассказать об этих часах подробнее в отдельном материале. Но часть функций моих часов можно найти в некоторых современных моделях "Casio", например вот этой модели:
Причем в отличие от моей модели, она работает на солнечных батареях. Хотя сами батарейки часов этой японской компании работают до 10 лет.
Но вернемся к путешествию. Минут через 40 уже виден причал у села Нижнекаменка, и появляется помощник капитана причала, который проверяет лебедки и другое оборудование.
Причал у села Нижнекаменка. Небольшой отдых и в путь.
На дороге установлены дорожные знаки, которые не встретишь в Новосибирске.
Буквально через 200 метров - первая местная достопримечательность. Граффити с изображением Владимира Ильича Ленина, которое было сделано местным жителем в далеком #1970 году. Об истории этого рисунка на скале я опубликую отдельный материал на этом канале.
Рядом небольшая фотозона с видом на пристань и мост.
В само село идет очень хорошая автомобильная дорога с укрепленными откосами дороги.
Дома в Нижнекаменке основательные и такие по сибирски крепко сбитые. Видно, что среди домов появляются новостройки, в которых используются уже новые материалы.
А вот грибов здесь мало. И есть тому объяснение. Эта часть Каранканского бора стоит на берегу Обского моря, где сильные ветра. И все дождевые облака сносило в сторону Ордынска. Но ведерко грибов все таки набрали. А за грибами нужно ехать в ту часть Каранканского бора где заезд со стороны Искитимского района-поселков Ветрянка, Завьялово, Красный факел. Там говорят в этом году #грибы косой косят. Но наша основная задача была не сбор грибов, а путешествие.
За поселком Нижнекаменка поворачиваем в сторону Обского моря и едем сквозь вот такую красоту.
И попадаем на почти прибалтийский берег. Где и устроили небольшой пикник. Свой мусор мы конечно собрали в мешок и потом выбросили в мусорный контейнер в Новосибирске. Потому что есть такое правило - грязно не там где убирают, а там где не мусорят...
Одна из бед Обского моря - обвал и подмытые берега - актуально и здесь...
Пришли местные в гости... В этих местах коровы на самовыгуле. Вот впервые в жизни городская собака увидела коров, а те очень удивились этому животному, который в этих местах не водится...
После отдыха и пикника разворачиваемся в сторону Каранканского бора. Для этого нужно опять вернутся в село Нижнекаменка и повернуть направо. По Караканскому бору мы проехали наверное километров 40-50, заезжали в перелески, ленточный сосновый бор, чтобы пособирать грибов и бруснику, которой здесь очень много.
#Караканский бор . Природа в этих местах просто невероятная. Ну вот где вы под Новосибирском найдете вот такие болота как с картин Васнецова? Про воздух, ароматы я молчу...
Грибы - грибами, но о безопасности не стоит забывать, потому что природа подсказывает что вы в гостях, и у этих мест есть свой хозяин... Опечаток лапы волка (как мне определил мой знакомый охотник, а читатели могут его поправить) тому свидетельство.
Но время уже подходило к вечеру и нужно было выбираться к парому. По пути заехали на природный объект #Тертый камень Оно находится рядом с дорогой, нужно спуститься лишь метров 300-400...
Место действительно уникальное. Об этом говорит расположение слоев камня, они не горизонтальные - а вертикальные. С этим местом связана одна красивая и печальная легенда. В стародавние времена, когда царевы люди завоевывали Сибирь здесь уже было поселение татар. И когда #казаки подошли к селу местный хан собрал все золото в чугунок и велел одному мальчишке бежать и спрятать все это в лес. Казаки заметили мальчишку и бросились в погоню. И вот они почти настигают татарчонка, один из казаков замахнулся плетью... как вдруг скала раступилась и в образовавшийся проем и прыгнул мальчишка вместе с золотом. Скала сошлась и обсыпалась градом камней на месте раскола... Так появился Тертый камень в этих местах... Который спас это селение, ибо после произошедшего казаки ушли из этих мест и еще долго обходили стороной это селение...
Дальше опять на паром. Где в этот раз между машин ходили бабушки и тихим голосом предлагали приобрести бруснику, которая всего час назад росла в Караканском бору... Они чем-то были похожи на наркодилеров. 40 минут и мы в Ордынке, проезжаем мимо местной часовни.
Проехали "Заволокинский двор", но это место для посещения оставили на потом.
Выехали на трассу в Новосибирск и завернули в поселок Новопичугово. Здесь культовое место для России и Сибири. Вот историческая справка о событиях тех дней:
Хан Кучум , высоко ценивший свободу, вовсе не желал переходить под покровительство царя. В последние годы он, сломленный неудачами, всё больше склонялся к миру с русскими, но никаких действий, однако, не предпринимал, по возможности тянул время и копил силы для решающего удара. Испугавшись слуха о новом набеге Кучума, царские власти предприняли решительное наступление.
9 (19) мая 1598 года воевода Андрей Матвеевич Воейков и воевода князь Иван Владимирович Кольцов-Мосальский выступили в поход с отрядом в 700 русских и 300 татар. 4 (14) августа 1598 года Воейков выступил из Тары. Войско его состояло из 300 казаков, 30 служилых татар, 60 татар-всадников, они напали на хана в его становище, в Ирменьском сражении 20 (30) августа 1598 года убили множество татар. Погибли брат, сын и двое внуков Кучума, бόльшая часть гвардии хана была убита. Сам же хан сумел бежать за Обь. Русские 23 августа (2 сентября) возвратились в Тару. Знатных пленников отправили из Тары в Тобольск, а оттуда в Москву. По случаю блестящей победы, одержанной в Сибири, было отслужено в Москве благодарственное молебствие.
А теперь представьте... 1598 год... Выйти в поход из современного Омска почти до Ордынского района Новосибирской области в полном обмудировании и вооружении тех лет... 653 километра пехом! Ребята, это просто в голове не укладывается! И все они прошли почти за две недели и как говорится прямо с колес пошли в бой! И камня на камне не остали на месте становища Хана. Поразительно! Вот какие были сильны духом покорители Сибири!
Вот то место, где произошло Ирменское сражение. Место слияние рек Ирмень и Махалиха... Простор который наверное поразил и тех казаков из 1598 года...
В Новопичугово есть тоже интересные места, например ворота гаража с настоящей картиной нарисованной человеком. Сельский пейзаж с лебедями. Не знаю сколько человек его рисовал, но ему большой респект за такое народное творчество!
Еще в различных местах я люблю фотографировать водонапорные башни. Есть она и в поселке Новопичугово. Построена в 1973 году. Конечно я ее зафиксировал на память и в коллецию фотографий с водонапорными башнями.
И крайний пункт нашей программы #тур выходного дня был памятник молодым парням, которым в 1973 году было всего 21 год. Это младшие сержанты ГАИ Ордынского района Новосибирской области Дмитрий Байдуга и Александр Шабалдин.
Смертельная трагедия под Новосибирском произошла еще в 1973 году. 25 мая там проходила велогонка – спортсменов, как положено, сопровождал экипаж ГАИ. Милицейская машина была приставлена на всякий случай – чтобы участники состязания были в безопасности. Тогда никто и подумать не мог, насколько реальной окажется угроза, возникшая на трассе.
На фото участок трассы Новосибирск-Ордынка где в 1973 году произошла трагедия...
- Около 13.00 на 64-м километре шедший навстречу колонне велосипедистов «Запорожец» стал обгонять грузовик с прицепом. Столкновение с велосипедистами было неминуемо, - рассказывают о событиях 38-летней давности в пресс-службе ГУ МВД России по Новосибирской области. - Чтобы спасти жизни участников велопробега, сотрудники ГАИ приняли решение подставить борт своей машины под удар грузовика. Ценой своих жизней они предотвратили трагедию…
Ну вот на этом и все... Спасибо всем кто дочитал до конца и был мысленно с нами в этом путешествии!
300 километров на спидометре, пять населенных пунктов, одно море и два парома, полсотни километров по реликтовому Каранканскому бору и большой запас впечатлений на целую зиму вперед... Тур выходного дня может быть интересным. Небольшое путешествие которое мы будем долго вспоминать.
(шепотом) : по секрету... В тех местах есть еще один паром через Обское море и если переправиться на тот берег, то мы найдем там бирюзовое озеро, несколько мест связанных невероятными легендами и еще много интересного... А это что значит? Только одно!
Продолжение следует!
Другие лонгриды канала "Новосибирский журнал":
- Почему Новосибирск не стал российским Детройтом
- Самодельные автомобили в Новосибирске. Советский джип дяди Валеры
- Раскосмаченные - древнейшая профессия, которой больше нет
- Из воспоминаний новосибирского ГАИшника