"Я не знаю второго такого случая, когда противостояние так ясно и просто. С одной стороны только общество, с другой - только диктатор с оружием", - говорит историк, профессор европейских исследований Оксфордского университета Тимоти Гартон-Эш. Он сослался на продолжающиеся с августа протесты в Белоруссии.
Пять недель назад белорусы узнали официальные результаты президентских выборов. Центральная избирательная комиссия объявила, что победил президент Александр Лукашенко, которого часто называют последним европейским диктатором, набрав 80,23 процента голосов. Его главная соперница Светлана Тихановская должна была получить 10,12 процента. С момента объявления этих результатов в стране продолжаются массовые протесты граждан, которые считают, что выборы были сфальсифицированы. Демонстрации жестоко подавлены силами безопасности.
"Это уже другая страна. Это революция сознания"
О ситуации в Беларуси и ее элементах спрашивали профессора европейских исследований Оксфордского университета Тимоти Гартон-Эша. - Белоруссия - самое советское из постсоветских государств. Там есть совхозы, огромные государственные трудовые заводы, тысячи рабочих, которые бастуют. Здесь тоже возникает вопрос, войдет ли Москва или не войдет, - объяснял профессор.
- История никогда не повторяется точно, - заметил он. Как он добавил, "Одно можно сказать, что так же, как в Польше в августе 1980 года и после августа, так Беларусь уже никогда не будет той же страной". - Это уже другая страна. Это революция в сознании, - говорил он.
Тимоти Гартон-Эш сообщил, что вместе с другими учеными из Оксфорда он проводил исследования по истории гражданского сопротивления. - Я не знаю второго такого случая, когда это противостояние так ясно и просто. С одной стороны только общество, массовая мобилизация, демонстрации, мужество и творчество. С другой стороны только диктатор с оружием - в данном случае буквально Лукашенко с Калашниковым, за которым стоит только насилие, - указал он.
- Проблема в том, что между ними ничего нет. То, что между ними, важно, если о чем - то договариваться, - сказал он. Он добавил, что лидеры белорусской оппозиции, которые могли бы составить эквивалент между обществом и режимом, находятся "в арестах или в ссылке".
"В Кремле нет Горбачева, есть анти-Горбачев, это Владимир Путин"
На вопрос о том, готов ли Лукашенко сесть на переговоры с оппозицией, ученый ответил, что "ничего на это не указывает". - Разница между поляками в 1980-х и в 1989-х годах в том, кто был в Кремле. Однажды Брежнев, однажды Горбачев. Сейчас в Кремле нет Горбачева, наоборот, есть анти-Горбачев, это Владимир Путин, - рассказал Гартон-Эш.
По его мнению, в Белоруссии "есть люди системы власти, которые были бы готовы договориться о компромиссе с оппозицией, но Лукашенко абсолютно этого не позволяет".
"Есть такие ситуации в истории, когда никто не знает, что произойдет"
Отвечая на вопрос о том, в каком направлении может развиваться ситуация в Беларуси, гость признался, что "есть такие ситуации в истории, где никто не знает, что произойдет". - Можно спросить: зная, что мы знаем, что мы должны делать и что должна делать оппозиция? ,- сказал он. Он подчеркнул, что важна "стратегия и организация".
- Это спонтанная массовая мобилизация. Фантастическая креативность. Есть также стратегическая линия, которая имеет один постулат: новые свободные выборы. Это очень хороший постулат, - признался он. Однако он отметил, что из месяца в месяц протесты могут истекать, и главная причина этого - "жестокие репрессии".
По словам Тимоти Гартон-Эша, белорусским протестам не хватает организованного руководства, хотя большинство лидеров находятся в арестах или за пределами страны. - Однако есть любопытное явление,и оно есть. Лидеры там были арестованы, но акции протеста продолжали организовываться через социальные сети. Это было невозможно в 1989 году, - отметил он.
Гартон-Эш: Nord Stream 2 может быть ключевым для ситуации в Белоруссии
Профессора Гартон-Эша спросили о влиянии России на происходящее в Белоруссии. - Если бы немцы были готовы поставить дело Северного Потока-2 на стол, во-первых, из-за Белоруссии, а во-вторых, в связи с делом об отравлении Алексея Навального, это могло бы изменить ситуацию. Это для Путина очень серьезно, - указал он.
Однако, добавил он, "совершенно нереально", чтобы Кремль полностью отказался от влияния в Минске. Путин рассчитывает, что в его интересах. Если бы был пророссийским кандидатом в президенты, то он был бы очень заинтересован в нем, - указал он.
Северный Поток-2 - это проект 1200-километровой двухниточной газовой трубы по дну Балтийского моря от Усть-Луги до Грайфсвальда в Германии. Его строительству противостоят Украина и США. Вашингтон считает эти инвестиции угрозой собственной национальной безопасности и энергетической безопасности Европы. В связи с отравлением российского оппозиционера Алексея Навального, также в немецких политических кругах появляются голоса за возможную приостановку проекта.