Кто не знает Лиечку, Лию знают все! Действительно, сегодня вряд ли можно найти человека, который не узнает в лицо известную актрису театра и кино. Секретаршу Верочку — девушку, разбирающуюся в последних модных тенденциях и в том, как произвести впечатление на мужчину, помнят все поклонники советского кино. «Служебный роман» стал одной из самых запоминающихся кинокартин в карьере Лии Ахеджаковой, а вместе с тем принес артистке народное признание и славу. Упертая и ранимая, с твердым характером, но уязвимая актриса надолго остается в памяти, благодаря своей харизме, стати и запоминающемуся голосу.
Лия Ахеджакова родилась 9 июля 1938 года в Днепропетровске. С самого детства девочка была погружена в театральную среду. Ее отец являлся режиссером Адыгейского драматического театра, мать — актрисой там же. Будучи маленьким ребенком, Лия вынуждена была вместе с родителями ездить по гастролям, которых в послевоенные годы было немало. Публика нуждалась в досуге, который помогал хотя бы ненадолго отвлечься от жестокой реальности и погрузиться в атмосферу сказочности. В стране царила общая обстановка нищеты и голода, необходимо было хоть как-то обеспечивать собственный заработок. Каждый день без выходных давались спектакли, репертуар постоянно обновлялся.
Выступая на открытых площадках, не предназначенных для театральных постановок, отдавая последние силы своей работе, родители будущей актрисы получили серьезное заболевание — туберкулез, который в дальнейшем перешел в тяжелую степень рака. Об этом времени Лия Меджидовна до сих пор вспоминает с содроганием сердца.
Чтобы помочь родителям, юная Ахеджакова в свои десять лет пишет письмо товарищу Сталину с просьбой выделить лекарства, которые на тот момент только были изобретены, для ее родителей. В своем письме она обещала, что, если ее прошение будет исполнено, она обязуется окончить школу с золотой медалью. К общему удивлению, лекарство было доставлено, родителям помогли. А Лия сдержала обещание и взяла почетную золотую медаль, хотя, по признанию самой актрисы, для нее это оказалось совсем нелегкой задачей.
В 1956 году отец привозит девочку в Москву, чтобы она могла продолжить свое обучение. Родители категорически не хотели, чтобы дочь шла по их стопам. Молодая Ахеджакова решает поступать на журналиста, но, не справившись с волнением на собеседовании, уходит в Московский институт цветных металлов и золота. Учеба не представляет для девушки никакого интереса, ее больше привлекает кружок самодеятельности, чему и посвящает все свое свободное время будущая актриса. Через полтора года Ахеджакова решает оставить учебу и возвращается в Майкоп.
Второй раз покорять Москву она отправляется в 1958 году и поступает в ГИТИС на актерское мастерство. В 1961 году Лия Меджидовна начинает свою сценическую карьеру в Московском ТЮЗе, где ее берут в качестве артиста травести. Сначала юной актрисе нравится, с какой легкостью ее принимают в театр и сразу предлагают роли. Но чем больше времени проходит, тем лучше она осознает, что вряд ли удастся избавиться от сложившегося амплуа. Актрисе, которая от рождения не обладала ни выдающейся внешностью, ни ростом, ни голосом, доставались лишь незначительные роли детей и животных. «В одном спектакле я играла куриные ноги», - вспоминает Ахеджакова одного из своих персонажей — избушку на курьих ножках. За 16 лет она так и не получила ни одной серьезной роли. Конечно, были образы, которые нравились актрисе: ослик Иа-Иа в «Винни-Пухе», Бабушка в «Я, бабушка, Илико и Илларион», Пеппи в «Пеппи длинный чулок». Однако, этого для уже состоявшейся женщины было недостаточно.
В 1977 году артистка решает уйти из ТЮЗа и поступает в один из самых востребованных театров того времени. «Современник» хотя и принял Ахеджакову в свои ряды, но роли давать не торопился. На протяжении нескольких лет актриса сидела без работы. Ситуация изменилась, когда Лию заметил режиссер Р. Виктюк, ставивший спектакль «Квартира Коломбины» (1985), где актриса сыграла сразу четыре роли: Свету, Галю, Ау и Коломбину. С этого момента карьера артистки пошла в гору. Л. Ахеджакова начинает сотрудничать с другими режиссерами театра «Современник», в том числе с Галиной Волчек, ставившей спектакль «Крутой маршрут» по книге Е. Гинзбург, где Лия Меджидовна сыграет роль Зины Абрамовой. После успешной премьеры, актрису начинают приглашать на разнообразные роли. Она пробует себя в различных жанрах.
Среди спектаклей с ее участием есть как комические персонажи с карикатурными образами, например, постановка «Стена» (1987), где она играет Маргариту Мостовую, так и сложные драматические работы: Пульхерия Ивановна из «Старосветской любви» (1999), роли в пьесах Уильямса «Предупреждение малым кораблям» (1997) и «Подсолнухи» (2002), телеспектакль с черным юмором «Бред вдвоем» (совместно с Г. Хазановым). Также актриса принимает участие в антрепризных постановках, в частности, в спектакле «Персидская сирень» (1997), по пьесе Николая Коляды, а позже получает главную роль в его постановке «Селестина» (2002). Как признается Ахеджакова, она жить не может без сцены, поэтому, несмотря на внушительный возраст, на сегодняшний день оставлять театральные подмостки она не намерена. Сегодня актрису можно увидеть на сцене театра «Современник», а также в постановках «Театра Наций», она сотрудничает с К. Серебренниковым и Д. Крымовым.
В 1970 году Лия Ахеджакова удостаивается звания Заслуженной артистки РСФСР. А в 1994 году получает титул народной артистки России.
Помимо занятости в театре, Ахеджакова становится востребованной и в мире кино. Первую роль она получает в 1973 году в фильме М. Богина «Ищу человека», где играет Аллочку Кузнецову. Эпизод длится не больше 4-х минут, но даже этого времени хватило актрисе, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Фильм приносит своей героине первые награды: на фестивалях в Болгарии и Швейцарии. Критики отмечают работу героини второго плана, а актриса берет призы в номинации «Лучшая женская роль».
Известность актрисе принесли ряд картин, снятых Э. Рязановым. Сюда вошли роли Тани (подруги Нади) в «Иронии судьбы, или С легким паром!» (1975), секретарши Верочки в «Служебном романе» (1977), младшего научного сотрудника Малаевой в «Гараже» (1979). В нашумевшей киноленте «Москва слезам не верит» Ахеджакова сыграла директора клуба Ольгу Павловну, второстепенные роли в фильмах «Небеса обетованные» (1991) и «Изображая жертву» (2006) принесли ей две премии «Ника». Фильм «Старые клячи» (2000) стал особой страницей в жизни актрисы, так как в нем она снималась вместе с отцом. Из последних работ: роли в фильмах «Книга мастеров» (2009), «Любовь-морковь 3» (2010), «Мамы» (2012). Также Лия Меджидовна занимается озвучкой мультфильмов: «Алиса в Зазеркалье» (1982), «Ежик должен быть колючим?» (1990), «Иван Царевич и Серый Волк» (2011) и другие.
В 2006 году Лия Ахеджакова награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, эту награду ей вручил лично В.В. Путин.
В последние годы актриса Ахеджакова отличается активной гражданской позиций. Она принимает участие в митингах, высказывает мнение о громких делах (суд над Ходорковским, ситуация на Украине). Открыто выражает свои политические взгляды, не причисляя себя к сторонникам действующей власти. Также актриса участвует в поддержке детей с ограниченными возможностями.
Личная жизнь Лии Ахеджаковой всегда оставалась закрытой темой. Актриса трижды была замужем. Первым избранником стал В. Носик, актер Малого театра. Через несколько лет их союз распался. Известная своей страстью к искусству, актриса выходит замуж за художника Б. Кочейшвили, но и эта попытка не увенчалась успехом. В 2001 году Ахеджакова узаконила свои отношения с московским фоторепортером В. Персияниновым, с которым прибывает в счастливом браке на сегодняшний день.
Среди близких друзей актрисы много известных имен, в частности, актеров и актрис, с которыми она работала. Однако своей самой близкой подругой Ахеджакова считает напарницу по фильму «Гараж» Аллу Будницкую, с которой связана большая часть ее личного времени и ее судьба.
Лия Ахеджакова умеет сочетать комедию и трагедию, тактично, без фарса. Не имеет значения главная это роль или эпизодическая, актрису просто невозможно не заметить. Ее давний друг, актер В. Гафт, посвятил Лие Меджидовне следующие строки:
Всегда играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
Мать актрисы не оценила слов, посвященных дочери. Тогда актер дополнил эпиграмму:
Великолепно! В самом деле
Всегда играет на пределе.
Текст: Мария Сурмина
Фото: свободные источники