Ага. Вот так. Не успела Сашка уехать в общежитие, не успела и месяца там прожить, и вот такой вопрос. В первые же выходные прозвучало:
- Мам, а что ты будешь делать, если вдруг узнаешь, что я курю?
Ну что я буду делать.... А что тут можно сделать? У меня в семье никто не курит. Даже Макс, хоть он и мужчина уже, и профессия у него самая что ни на есть мужская. Ни я, ни Макс, ни его девушка. Ни Санька. Ни я, само собой.
(Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 25 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашкой 16-ти лет от роду. Живем уже пятый год. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. А начиналось все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться.
Сане после 9 класса пришлось поступить в училище в районном центре. Теперь она живет в общежитии. Легче мне не стало. Потому что маленькие детки спать не дают, а с большими сам не уснешь.
Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. Потому что живём мы ооочень по-разному.)
И мне казалось - у Саши за четыре года выработалось стойкое отвращение к курению. А тут - всего неделя в общежитии училища, всего неделя, и вот вопрос прилетел.
Спрашиваю:
- Если ты закуришь, то ты закуришь САМА? Тебя же никто не заставляет, руки у тебя за спиной не связаны, и не насильно тебе четверо здоровых парней сигарету в рот засунули? Если ты закуришь, то это твой осознанный выбор взрослого человека, так?
Сашка кивает. Да, если она закурит, это её осознанный выбор взрослого человека.
- Сашка, в таком случае ты можешь начать курить прямо сейчас. Спокойно и не прячась. Прямо сейчас пойти в магазин, купить пачку сигарет, и начать курить. Ты взрослый человек, и можешь сама принимать решения в отношении себя.
Сашкины брови ползут вверх. Потому что рядом сидит та девочка, которую пришлось забирать к себе поздно вечером. Потому что, похоже, вопрос о том, почему Сашка не курит, уже поднимался сверстниками в училище. Наверное, ожидалось, что я начну орать и вздымать к небу ладони или кулаки, как получится уж. Я знаю, что Сашка всем сказала, что у нее очень строгая мама. А тут вдруг - да кури, пожалуйста. Вотпрямсчас.
- Кури, Саш. Только сразу я оговариваю некоторые моменты. Во-первых, в моём доме не курят, ты это знаешь. Просто если ты будешь курить и будешь приезжать на выходные домой, то давай сразу договоримся - курить ты выходишь за калитку. За двор. Да-да, не ВО двор, а ЗА двор.
Во-вторых, мне неприятно обниматься и целоваться с курящими. Поэтому после того, как ты закуришь, обниматься мы с тобой, скорей всего, перестанем. Ну или будем это делать редко, потому что мне это неприятно. Неприятно обниматься с человеком, от которого неприятно пахнет. Вот вспомни, как мы к твоей бабушке приезжаем. Как тебя бабушка обнимает и целует (бабушка курит!), как соседка бабушкина тебя обнимает (соседка тоже курит!). Вспомни свои слова, когда мы оттуда уходим. Ты всегда говоришь, что тебе это противно. Потому что от них куревом воняет. Вот если ты будешь курить и будешь со мной обниматься, что я буду чувствовать? От тебя же тоже будет так же куревом вонять.
И в-третьих. Ты же знаешь, сколько в месяц денег нужно на сигареты. (Сашка знает. Она сама объясняла бабушке, что конфет у нее дома нет потому, что бабушка курит, а не потому, что пенсия маленькая. Потому что четыре тысячи в месяц можно направить на конфеты, а можно - на сигареты. Кому чего больше хочется). Значит, если ты принимаешь свое взрослое решение тратить четыре тысячи в месяц на сигареты, то или у тебя много денег, и затрат на курение ты не заметишь, или тебе в жизни, кроме сигарет, ничего не надо. Не нужны вкусняшки, не нужна новая одежда, не нужны красивые ногти?
Санька недоуменно взмывает бровями вверх:
- Но ты же мне деньги на это сейчас даешь? И на ногти, и на одежду, и вкусняшки покупаешь? А если я закурю, ты что, денег давать перестанешь?
- Ага. Перестану. Перестану совсем. Сейчас я вижу, что денег, которые ты получаешь от государства, тебе НЕ ХВАТАЕТ. А если ты осознанно закуришь, значит, ты все обдумала, все просчитала, все взвесила. Значит, ты решила, что тебе денег - хватает!
- Что, и на телефон не положишь, если у меня деньги кончатся на счету? И новые кроссовки зимой не купишь, если у меня старые порвутся?
- И на телефон не положу, и кроссовки не куплю. Потому что ты сама так решила. Потому что четырех тысяч в месяц достаточно для того, чтоб и кроссовки купить, и на телефон положить. Но если ТЫ САМА РЕШИЛА, что эти четыре тысячи в месяц ты тратишь на сигареты, значит, средств на все остальное тебе достаточно. Значит, тебя устраивают старые дырявые кроссовки.
- А как ты узнаешь, что я курю? Я же могу закурить, а тебе об этом не сказать? Скажу, что мне вкусняшки захотелось. Что я на сто пятьдесят рублей в день покупаю себе одну шоколадку, бананы и пирожное. Ты же не будешь меня ругать за одну шоколадку и одно пирожное?
- Ну Саааняяя... Ну это мы уже проходили. Или ты думаешь, что это в Волгограде меня все знают, и мне сразу сообщали, где тебя видели что ты делала не так? Помнишь, как ты без шапки зимой ходила или дорогу в опасном месте перебегала? Ну ты же знаешь, что у меня тут уже полная телефонная книга всех работников училища. От вахтера в общежитии до директора. Даже если ты будешь курить в самом дальнем углу территории, кто-нибудь все равно увидит, что ты куришь. А если даже и никто не увидит, то ты приедешь, и я все равно по запаху почувствую, у тебя и от одежды, и от волос будет табачным дымом вонять.
- А я одежду всю с ополаскивателем перестираю, голову перед поездкой домой вымою, зубы вычищу, дезиком напшикаюсь, всю дорогу домой буду жвачку жевать, и ты ничего не заметишь! А если чуть-чуть запаха останется, то может, это потому, что мой парень курит, а я рядом стою?
- Сашка, то есть ты готова мне ВРАТЬ? Зачем? Я же тебе говорю - если ты решила закурить - кури. Это твой выбор. Осознанный. И не надо ни врать, ни прятаться.
- Так ты же тогда перестанешь денег давать, ты же сама сказала! А я уже узнала, из моих пособий в училище будут вычитать за питание. Там всем сиротам выдают по 5 тысяч. А 5 тысяч на месяц на всё - это мало. Мне этих денег ни на что не хватит.
- Но тогда получается, что ты уже сейчас понимаешь, что денег мало, но хочешь, чтоб я давала тебе на СИГАРЕТЫ???
- Нет, ты мне давай на что-нибудь еще. На вкусняшки там, например. Не на сигареты. Я покурить себе сама куплю, а ты мне будешь давать на печеньки там, на йогурт, на фрукты.
- Сашка, но в конечном итоге это - на сигареты. Если я у тебя есть пять тысяч, и ты их потратишь на сигареты, и я дам тебе пять тысяч, то на что я их тебе дала?
- Мама, ты дала - на вкусняшки!
-Сашка, но у тебя же у самой были эти пять тысяч на вкусняшки! И ты бы могла себе купить эти вкусняшки сама. Но ты уверена в том, что я тебе дам на вкусняшки пять тысяч, поэтому ты начинаешь тратить свои пять тысяч - на сигареты. Не на учебу, не на кружки, не на образование или спорт. На си-га-ре-ты! Поэтому я не считаю нужным давать тебе какие-то деньги после того, как ты начнешь курить. И я не буду этого делать. Курить или не курить - это твой выбор, выбор взрослого человека, и я его принимаю, хоть я с твоим выбором и не согласна.
Но я тоже взрослый человек, и я тоже встану перед выбором - помогать или не помогать тебе финансово, если ты закуришь. Я же тоже имею право на выбор? Каким будет мое решение, я уже объяснила.
При этом я обязательно помогу тебе, все брошу, приеду, заберу тебя домой, если ты заболеешь или попадешь в беду, не дай бог. Любые проблемы я по-прежнему буду помогать тебе решать. Я готова оплачивать тебе репетиторов, если ты сама этого захочешь. Я готова оплачивать любое обучение, любые кружкИ и лекарства. Но наличных денег от меня, которые в итоге - "на сигареты", ты не получишь с того самого момента, как начнешь курить. Ни на ногти, ни на одежду, ни на вкусняшки.
Сашка разворачивается к девочке из общежития:
- Вот теперь ты понимаешь, почему я не курю?
А вот я и сама не знаю, как оно на самом деле. Что это было, весь этот разговор? У Саньки же что на уме, то и на языке. Это пробивка меня, как я себя вести буду? Получается, что вроде как Саша все понимает в теории, но как только контроль ослаблен, так сразу и всё? На старые рельсы что ль? Опять человек может начать мне врать, осознанно врать для того, чтобы получить дополнительные средства?
Характер-то у Саши есть. Заставить её делать то, что она не захочет - трудно. По себе знаю. Если закурит - значит, сама захотела. Значит, всё-таки от осинки не родятся апельсинки?
А тут еще со своим спором в комментариях 𝐀𝐬𝐭𝐫𝐚 𝐀𝐠𝐮𝐢𝐥𝐚𝐫 " Я думала вы искренне к людям относитесь. А оказывается, просто показуха. Кстати, непонятно зачем вы Сашке помогли? Что их там, не учат? Учат. Захотела бы - сама выкарабкалась бы. Вон, как та лягушка в сметане. А нет, ну так сама виновата. Я разочаровалась. Именно от такого, на улице перешагивают от человека с инсультом, думая что он пьяный. Все люди. И алкаши. И наркоманы. И уголовники. И нищие. И богатые. Все."
Я еще подумаю над всем этим спором. Потому что к людям я отношусь - искренне. Но для меня "искренне" и "помощь" - это дать человеку шанс измениться. Не дать побирающемуся в кружку денег, которые он пропьет, а помочь ему сделать документы или устроиться на работу. Только не нужны ему ни документы, ни работа. И шанс измениться такие люди очень редко используют. И к валяющимся на улице людям я всегда подхожу. Только почему-то пока никого с инсультом не было. Только пьяные.
Непонятно, зачем я Сашке помогаю? Точно не затем, чтоб в итоге до самой своей смерти содержать ее и давать ей денег на сигареты. А дальше может получиться - и не только на сигареты.