Найти в Дзене
БерезинПишет

Про инвестиции

Я не верю в жизнь после инвестиций. Точнее я не верю в жизнь бизнесов, где инвестиции привлекаются на нулевом этапе. Знаете, когда сначала красивый бизнес-план в формате ppt, а потом сразу миллион долларов на расчетный счет и бизнес закрутился. Не верю я в такой сценарий.
Я читал и видел много замечательных идей и проектов, которые убиваются деньгами. Причем неважно как эти деньги были получены –

Я не верю в жизнь после инвестиций. Точнее я не верю в жизнь бизнесов, где инвестиции привлекаются на нулевом этапе. Знаете, когда сначала красивый бизнес-план в формате ppt, а потом сразу миллион долларов на расчетный счет и бизнес закрутился. Не верю я в такой сценарий.

Я читал и видел много замечательных идей и проектов, которые убиваются деньгами. Причем неважно как эти деньги были получены – венчурный фонд, фонд какой-нибудь поддержки, краудфандинг или просто богатый папа. Если бизнес существует только на бумаге и дальше нее дело никуда не тронулось (покупка служебного автомобиля и макбука руководителю не считается), то скорее всего бизнес умрет, как только эти самые инвестиции закончатся.

Инвестиции как нулевой этап – не развивают бизнес, а развращают его.

Денежные вливания очень нужны любому бизнесу. Без них невозможно быстро перейти на новую ступень эволюции компании. Наша Фабрика прошла свой путь соблазна инвестициями. Мы привлекли инвестора, чтобы «полинять»: вылезти из старого панциря и нарастить новый. Но это случилось, когда мы уже два года производили стенды и образцы в своем маленьком подвале. В тот момент меня можно было разбудить в 3 часа ночи, чтобы я без запинки объяснил сколько денег надо Фабрике, и на что конкретно мы их потратим.

В любом бизнесе должен быть безденежный первый этап, на котором фанатик или группа фанатиков решает воплотить в жизнь некую идею.

Первая пицца должна быть выпечена в маминой духовке, первый самокат сварен в отцовском гараже, первая футболка сшита на бабушкиной швейной машинке.

Я очень уважаю те бизнесы, где собственники сами поднимают свое дело с нуля. Я их называю «гаражниками».

Мальчики в костюмах с презентациями на планшетах, бегающие из банка в банк, меня не впечатляют. Прежде чем кричать о стартапах, франшизах и искать на их запуск деньги, каждый из них должен по локоть залезть в свою идею, чтобы уметь ответить на любой вопрос по теме, а не только бросаться фразами про норму прибыли по EBIDTA, кэш-флоу и сроки окупаемости.

Один мой очень близкий друг постоянно носится с планами и идеями. Разумеется, я часто участвую в диалогах типа:

- Стас, есть 6 миллионов рублей?

- Зачем тебе?

- Есть идея купить и запустить линию по производству резинового покрытия для спортивных и детских площадок. Сырье – отработанные автомобильные покрышки. Бизнес-план есть, окупаемость 5 лет.

- Ну отлично. А ты хоть одну резиновую плитку сделал?

- Нет. А как? Надо же линию сначала запустить.

На этом разговор заканчивается. И молодой непризнанный бизнесмен идет вместе со мной клясть страну, где так сложно реализовать свою идею, потягивая пиво за стойкой в баре.

- НЕ СЛОЖНО!!! – как всегда хочу крикнуть я. – И денег найти проще простого! Вот только сделай первый шаг! Не сиди на пороге банка с красивыми графиками и презенташкой! Возьми у меня в гараже старую покрышку. Сделай из нее экструзию. Как угодно, хоть как морковку на терке нашинкуй! Слепи куличик. Запеки его в духовке. Сделай коряво, страшно, неправильно. НО СДЕЛАЙ!!!

Мои первые стенды были ужасными. Их и стендами было нельзя назвать. Это были куски битого стекла, приклеенные на белый цементный клей к кривому куску ДВП, который я приобрел на каком-то складе на Полевском тракте. А чтобы лист поместился в багажник, я разрезал его на кривые многоугольники.

Мой самый первый стенд. Я его храню, как Скрудж МакДка первый десятицентовик.
Мой самый первый стенд. Я его храню, как Скрудж МакДка первый десятицентовик.

Прототип первого коммерческого стенда был настолько кошмарным, что я фотографировал его в очень тусклом освещении под весьма хитрым углом, чтобы заказчик не увидел всех недоработок. И я получил тот первый заказ на 21 стенд стоимостью 20 000 рублей! Уже потом в процессе работы я исправил все ошибки и сделал тот продукт, который нужен был клиенту. И он остался весьма доволен.

Дальше началась наработка опыта в грязном подвале без окон с арендной ставкой 10 000 рублей. Мы вынуждены были сливать воду с остатками цементных и гипсовых растворов в сточную канаву на соседней парковке. А все столы, стеллажи и прочее оборудовании мы делали тут же, сами.

Только через два года подвальной жизни я понял, что готов привлечь средства. На тот момент Фабрика трогательных стендов еще называлась Мастерской и насчитывала штат 5 человек вместе со мной и Дарьей. У нас был постоянно растущий список заказчиков, были подрядчики, чей бизнес мы хотели купить или скопировать. Для качественного рывка нам нужны были площади, оборудование, люди.

И мы нашли деньги. Быстро. И ровно столько сколько надо было для дела. Весь бизнес-план уместился на листке А4.

На эти деньги мы купили типографию, арендовали большой цех, снабдили его всем необходимым оборудованием и инструментом.

И всё!

Никаких поршкайенов для директоров и совладельцев. Никаких суперзарплат для ТОПов и командировок бизнес-классом.

Деньги только для дела. Только в развитие. Жировать и шиковать компания может исключительно на те деньги, которые сама зарабатывает от продаж, но никак не на кредиты и инвестиции.

Разумеется, не все так гладко складывалось. Мы наломали достаточно дров за эти годы. И продолжаем «заготовлять древесину». Но мы рискуем только теми деньгами, которые можем вернуть без нанесения своему бизнесу тяжких увечий.

Там в 2013-м году мы привлекли деньги. В результате мы стали Фабрикой. Но это были ровно те деньги, которые мы могли вернуть, если настанут сложные времена. И когда в 2015-м они настали, мы не ударились в панику и не свернули бизнес. А продолжили работать и развиваться.

Инвестиции – это допинг. Но он будет иметь эффект только для уже подготовленного атлета. Если допинг отдать дохляку, то в лучшем случае эффект будет нулевым. В худшем – клиент загнется.

P.S. Почитайте про факапы многообещающих стартапов, которых развратили инвестиции на начальном этапе. Например про мониторы DisplAir.