Надо признать, что фейк – это, вообще, категория весьма не очевидная. Он и не может быть явно определен, поскольку подобно кумулятивной гранате порождает разлет ракурсов и мнений. Кому-то нравится считать фейком одно, кому-то совсем противоположное. На то и расчет. Лишь сам автор фейка, словно фокусник, владеет секретом созданной им иллюзии.
Но благодаря белорусским событиям, все же вырисовывается один верный признак, позволяющий безошибочно угадывать фейк непосвященным. Это употребление слова «народ». Если, скажем, оно произносится от имени всех жителей страны – то тут, безусловно, самый, что ни на есть, фейк.
Понятие «народ» невозможно натянуть на свои амбициозные убеждения. Чем, как раз, и славны горе-лидеры вдосталь наколобродившей горе-оппозиции. С их ракурса получается, что в Беларуси живет лишь ненародный Лукашенко и, собственно, остальной «народ», яростно недовольный своим правителем. Простая, вроде бы, формула сразу обеспечивает ВиП-пропуск в широко раскрытые объятия европейских лидеров, искренне растроганных данным просветлением оппозиционной мысли.
Но представьте другой пример - выйдет, скажем, ксенз и заявит:«Все мы, белорусы – католики». И начнет молиться по-польски от имени этих «всех белорусов». Не фейк?
Давайте разберемся – кто, все же, подпадает под лэйбу «народ» с подачи контрвласти в Беаруси:
- - убежденные оппозиционеры: БНФ и склоняющиеся туда;
- - ошалевшие студенты и другая молодежь, оттягивающаяся хождением толпами и интернет-стебом;
- - боевики, прибывшие для авангарда и накачки толпы, провокаций и подстав, а также обученные полевые координаторы и зачинщики забастовок;
- - зарабатывающие титушки, цепочники, цветочные женщины и прочие субъекты для специальных акций;
- - более взрослая, ограниченная часть демонстрантов, имеющая наболевшие и более внятные основания для протеста;
- - остальные проголосовавшие за Тихановскую (кроме демонстрантов и БНФ) – итого 10%. Ах да, «украли голоса». Хорошо, пусть 15%.
Теперь выясним, кто по формуле оппозиционеров народом «не признается»:
- - симпатизирующие Лукашенко;
- - граждане, вполне поддерживающие президентский курс;
- - люди, не склонные открыто выражать свои убеждения, но не желающие разрушать то, что есть;
- - другие, принявшие сознательное участие в акциях в поддержку президента;
- - учителя, педагоги, общественные деятели;
- - гражданские госслужащие в своей массе;
- - армия, силовики, милиционеры;
- - люди, увлеченные работой и делами, и оттого к политике индифферентные;
- - обычные селяне, как правило, не шибко удовлетворенные условиями жизни, но оппозицию традиционно всерьез не воспринимающие;
- - все пенсионеры
Так что, когда некий неоперившийся политик, или важный закордонный активист начинает чересчур заботливо радеть о белорусском народе, - включите иронию и простите невольному фейкеру его опрометчивую запальчивость.