Найти в Дзене
5 лучших!

Джими Хендрикс: недосягаемый!

Смотрю документальные фильмы про Джими Хендрикса.

-2
-3

Вспомнилось...

"Легко ли найти другого композитора, чья музыка могла соперничать с шопеновской по ее мгновенно и глубоко проникающей силе воздействия? - Спрашивает известный музыковед. - Миллионы людей пришли к профессиональной музыке «через Шопена», множество других, равнодушных к музыкальному творчеству в целом, тем не менее остро эмоционально воспринимают шопеновское «слово»."

Проведу свою параллель: как Шопен раскрыл истинные возможности фортепиано, так и Хендрикс показал, на что в умелых руках способна электрогитара.

И дело здесь даже не в виртуозном владении инструментом, не в скорости извлечения звуков, подобно всевозможным "зинчукам" и "сфирисам". Нет, здесь работало что-то, связанное с Душой и Вселенной.

Хендрикс в Роял Альберт Холле. Лондон. 1969 г.
Хендрикс в Роял Альберт Холле. Лондон. 1969 г.

Патти Смит, певица, сонграйтер:
-
Главное, что я хотела привнести в рок-н-ролл – это соединение поэзии с акустикой. Единственные люди, кому это удалось – Джими Хендрикс и Джим Моррисон.

Патти Смит (слева).
Патти Смит (слева).

Перефразируя исследователя творчества Шопена, можно сказать, что и "слово" Хендрикса, как и "слово" великого польского композитора воспринимается остро эмоционально, как откровение даже людьми, относительно равнодушными к музыкальному творчеству. Очевидно, что тысячи людей пришли к профессиональной музыке "через Хендрикса".

Кирк Хэмметт.
Кирк Хэмметт.

Кирк Хэмметт, гитарист группы Metallica:

- Впервые увидев документальный фильм о Джими Хендриксе и то, что он вытворял со своей гитарой, я просто охренел. Я был впечатлён его артистичностью; казалось, он мог себе позволить делать со своей гитарой всё, что ему захочется. Я был искушён такой перспективой, будучи молодым пареньком, который пытался найти себя в жизни. Я подумал: „Похоже, ему это реально нравится. Наверное, именно этим я и хочу заниматься".

А уж сколько готовых "профессионалов" сумели извлечь пользу из идей своего коллеги!

ЭрикКлэптон.
ЭрикКлэптон.

Эрик Клэптон:

- То, что делал я, не шло ни в какое сравнение с тем, что вытворял Хендрикс. К сожалению, я очень долгое время заблуждался, считая, что нахожусь с ним на равных. Сейчас соревноваться с ним бессмысленно и даже непристойно. …Я был твердолобым догматиком и считал, что все мы должны придерживаться одной линии. В общем, рассуждал, как школьник. А тут появляется Джими, словно состав, слетевший с рельсов.

Брайан Мэй.
Брайан Мэй.

Брайан Мэй, гитарист группы Queen:

- Я до сих пор очень четко помню свои ощущения, когда впервые увидел его. Я думал: «Этот парень настолько хорош, что мне не хочется даже самому себе в этом признаться». Я в то время уже играл в разных группах, и вот появился этот человек, который намного обогнал всех гитаристов. Как будто вы с ним идете по одной дороге, но он настолько впереди, что его почти не видно. Это даже немножко пугало, а уж по самолюбию било вообще очень сильно. После этого я часто ходил на его концерты… никак не мог понять, как он все это делает… Я действительно считал себя хорошим гитаристом… до того, как увидел Хендрикса. А когда увидел, подумал: «Да, не так уж я хорош, на самом-то деле».
Его технику до сих пор невозможно с чем-либо или кем-либо сравнить. Я имею в виду, что множество людей, включая меня, до сих пор пытаются понять, как он все это делал. Пока не очень получается.

В общем для электрогитары и рока Хендрикс примерно того же масштаба фигура, что и Шопен для фортепианной музыки.

Его выступления, конечно, надо смотреть. Просто слушать записи Хендрикса это все равно, что сидеть на цирковом представлении с закрытыми глазами.

Jimi Hendrix - Foxey Lady (Фестиваль "Майами Поп", 1968 г)

Jimi Hendrix - Hey Joe (1967 г).

Сгусток своего времени, он гениально продолжил и развил блюзовую традицию. Привнёс в новую музыку изрядную долю импровизации, дух свободы. Хотя, на мой взгляд, порой он слишком уж виртуозничает. Или безосновательно хулиганит.

-9

Еще я отметил бы и несколько иной, более густой, вязкий звук его ансамбля,в то время, когда в нём играет "черный" бас-гитарист. Однако, это - детали, нисколько не затмевающие общего величия этого Музыканта и Артиста.

Неповторимая пластика, колоритность, импровизации превращают выступления Джими в блестящие спектакли. Ну, а если принять в расчёт, что всё это тут же сопровождается гениальным "саундтреком", то - смотреть и еще раз смотреть!

Последнее фото Джими Хендрикса, сделанное за день до гибели.
Последнее фото Джими Хендрикса, сделанное за день до гибели.

...А вообще, конечно, остается только сожалеть, что Хендрикс не смог, не успел записать что-нибудь с хорошими джаз-роковыми музыкантами - с Майлзом Дэвисом, Ленни Уайтом, Джо Завинулом, Стэнли Кларком или Жако Пасториусом и т.п.

Майлз Дэвис.
Майлз Дэвис.

Майлз Дэвис, джазовый трубач:

- Он был очень приятным парнем, внешне спокойным, но с внутренним напряжением, совершенно не таким, каким казался. Совсем не похож на того дикого сумасброда, каким он был на сцене. Встречаясь с ним и разговаривая о музыке, я вдруг обнаружил, что он не знает нот... Мы с ним много разговаривали, и когда я объяснял ему какие-то технические вещи, например: «Знаешь, Джими, когда ты играешь уменьшенный аккорд…», и видел его растерянный взгляд, я говорил: «О’кей, извини, я забыл…». И тогда я просто показывал ему этот прием на пианино или на трубе, и он сразу же меня понимал. У него был природный дар.

Записи Джими Хендрикса пересматривал Лев Комов.

Ещё немного отличной музыки и лучших песен на канале "5 лучших!" смотрите и слушайте здесь - Брюнетки наносят ответный удар!