Смотрю документальные фильмы про Джими Хендрикса.
Вспомнилось...
"Легко ли найти другого композитора, чья музыка могла соперничать с шопеновской по ее мгновенно и глубоко проникающей силе воздействия? - Спрашивает известный музыковед. - Миллионы людей пришли к профессиональной музыке «через Шопена», множество других, равнодушных к музыкальному творчеству в целом, тем не менее остро эмоционально воспринимают шопеновское «слово»."
Проведу свою параллель: как Шопен раскрыл истинные возможности фортепиано, так и Хендрикс показал, на что в умелых руках способна электрогитара.
И дело здесь даже не в виртуозном владении инструментом, не в скорости извлечения звуков, подобно всевозможным "зинчукам" и "сфирисам". Нет, здесь работало что-то, связанное с Душой и Вселенной.
Патти Смит, певица, сонграйтер:
- Главное, что я хотела привнести в рок-н-ролл – это соединение поэзии с акустикой. Единственные люди, кому это удалось – Джими Хендрикс и Джим Моррисон.
Перефразируя исследователя творчества Шопена, можно сказать, что и "слово" Хендрикса, как и "слово" великого польского композитора воспринимается остро эмоционально, как откровение даже людьми, относительно равнодушными к музыкальному творчеству. Очевидно, что тысячи людей пришли к профессиональной музыке "через Хендрикса".
Кирк Хэмметт, гитарист группы Metallica:
- Впервые увидев документальный фильм о Джими Хендриксе и то, что он вытворял со своей гитарой, я просто охренел. Я был впечатлён его артистичностью; казалось, он мог себе позволить делать со своей гитарой всё, что ему захочется. Я был искушён такой перспективой, будучи молодым пареньком, который пытался найти себя в жизни. Я подумал: „Похоже, ему это реально нравится. Наверное, именно этим я и хочу заниматься".
А уж сколько готовых "профессионалов" сумели извлечь пользу из идей своего коллеги!
Эрик Клэптон:
- То, что делал я, не шло ни в какое сравнение с тем, что вытворял Хендрикс. К сожалению, я очень долгое время заблуждался, считая, что нахожусь с ним на равных. Сейчас соревноваться с ним бессмысленно и даже непристойно. …Я был твердолобым догматиком и считал, что все мы должны придерживаться одной линии. В общем, рассуждал, как школьник. А тут появляется Джими, словно состав, слетевший с рельсов.
Брайан Мэй, гитарист группы Queen:
- Я до сих пор очень четко помню свои ощущения, когда впервые увидел его. Я думал: «Этот парень настолько хорош, что мне не хочется даже самому себе в этом признаться». Я в то время уже играл в разных группах, и вот появился этот человек, который намного обогнал всех гитаристов. Как будто вы с ним идете по одной дороге, но он настолько впереди, что его почти не видно. Это даже немножко пугало, а уж по самолюбию било вообще очень сильно. После этого я часто ходил на его концерты… никак не мог понять, как он все это делает… Я действительно считал себя хорошим гитаристом… до того, как увидел Хендрикса. А когда увидел, подумал: «Да, не так уж я хорош, на самом-то деле».
Его технику до сих пор невозможно с чем-либо или кем-либо сравнить. Я имею в виду, что множество людей, включая меня, до сих пор пытаются понять, как он все это делал. Пока не очень получается.
В общем для электрогитары и рока Хендрикс примерно того же масштаба фигура, что и Шопен для фортепианной музыки.
Его выступления, конечно, надо смотреть. Просто слушать записи Хендрикса это все равно, что сидеть на цирковом представлении с закрытыми глазами.
Jimi Hendrix - Foxey Lady (Фестиваль "Майами Поп", 1968 г)
Jimi Hendrix - Hey Joe (1967 г).
Сгусток своего времени, он гениально продолжил и развил блюзовую традицию. Привнёс в новую музыку изрядную долю импровизации, дух свободы. Хотя, на мой взгляд, порой он слишком уж виртуозничает. Или безосновательно хулиганит.
Еще я отметил бы и несколько иной, более густой, вязкий звук его ансамбля,в то время, когда в нём играет "черный" бас-гитарист. Однако, это - детали, нисколько не затмевающие общего величия этого Музыканта и Артиста.
Неповторимая пластика, колоритность, импровизации превращают выступления Джими в блестящие спектакли. Ну, а если принять в расчёт, что всё это тут же сопровождается гениальным "саундтреком", то - смотреть и еще раз смотреть!
...А вообще, конечно, остается только сожалеть, что Хендрикс не смог, не успел записать что-нибудь с хорошими джаз-роковыми музыкантами - с Майлзом Дэвисом, Ленни Уайтом, Джо Завинулом, Стэнли Кларком или Жако Пасториусом и т.п.
Майлз Дэвис, джазовый трубач:
- Он был очень приятным парнем, внешне спокойным, но с внутренним напряжением, совершенно не таким, каким казался. Совсем не похож на того дикого сумасброда, каким он был на сцене. Встречаясь с ним и разговаривая о музыке, я вдруг обнаружил, что он не знает нот... Мы с ним много разговаривали, и когда я объяснял ему какие-то технические вещи, например: «Знаешь, Джими, когда ты играешь уменьшенный аккорд…», и видел его растерянный взгляд, я говорил: «О’кей, извини, я забыл…». И тогда я просто показывал ему этот прием на пианино или на трубе, и он сразу же меня понимал. У него был природный дар.
Записи Джими Хендрикса пересматривал Лев Комов.
Ещё немного отличной музыки и лучших песен на канале "5 лучших!" смотрите и слушайте здесь - Брюнетки наносят ответный удар!