Найти тему

К вопросу об основах патриотического воспитания

Спасибо Алексею Петровичу, что можем спокойно путешествовать по Кавказу
Спасибо Алексею Петровичу, что можем спокойно путешествовать по Кавказу

В современном быстро меняющемся мире под сомнение нередко ставятся даже самые фундаментальные, казалось бы, ценности: уважение к старшим, любовь к Родине. Происходит разрушение многих веками складывавшихся традиций. Причём процесс этот далеко не всегда идёт «естественным путём». История наших дней знает немало примеров намеренной насильственной «ломки» традиций и дискредитации ценностей. Достаточно вспомнить о «демократическом» лозунге «Патриотизм – последнее прибежище негодяев» – пропаганда которого в 80-е – 90-е годы послужила разрушению СССР и ослаблению РФ.

Такой эффект, конечно, не случаен. Он лишний раз доказывает, что сохранение и развитие традиций, защита собственных ценностей есть необходимое условие стабильного существования и развития любого общества, условие сохранения им «своего лица» – возможность иметь «своё будущее». Поскольку обеспечение условий стабильного развития общества является главнейшей задачей государства, для него оказывается жизненно важным проведение системно разработанной политики направленной на формирование патриотического сознания граждан и, прежде всего, патриотическое воспитание молодёжи.

Для того чтобы такая политика могла быть успешной необходимо, очевидно, чётко определить её основополагающие принципы. На наш взгляд к ним следует отнести воспитание у молодых людей ответственности, «чувства долга» и формирование осознанной самоидентификации с определённой культурно-цивилизационной традицией. Понятие долга – основа морали, и если нет представления о долге как таковом, то пустым звуком останутся и слова о долге патриотическом. А без глубоко осознанной внутренней самоидентификации человека с конкретной культурой у него не могут сложиться устойчивые патриотические убеждения. Не случайно, среди современной белорусской молодёжи можно встретить людей стремящихся к переезду на постоянное место жительства в другие, более богатые и цивилизованные, по их мнению, страны. Ценности духовные уступили место ценностям материальным. Можно сказать, что теперь «миром правят не ценности, но цены».

Понятно, что построить государство на любви людей к деньгам вместо чувства патриотизма – нельзя. Прежде всего, потому, что при стремлении людей исключительно к материальным ценностям начнётся противостояние людей внутри самого государства, т.к. одинаково хорошо все жить не смогут. С другой стороны, построить государственную идеологию, учитывая все возможные высокие духовные устремления граждан – вряд ли представляется возможным, так как сами они находятся в противоречии друг другу. Таким образом, необходима выработка какого-то идеального духовного типа, который был бы воспринят большинством и который выступил бы в роли консолидирующей идеи. Идея эта, одновременно должна сочетать в себе черты привлекательности для большинства людей и при этом опираться на духовные и исторические ценности присущие данной территории в течение веков.

Таким образом, первое, и самое главное, что лежит в основе всякого патриотизма есть понятие долга, который сам по себе, принципиально невозможен без феномена веры. Государству следует заручиться поддержкой церкви и её авторитета в процессе формирования патриотических настроений молодёжи. Долг и Вера суть христианские ценности, лежащие в основе воспитания добропорядочного гражданина, понимающего и выполняющего свои права и обязанности. Пренебрежительное отношение к долгу и обязанностям есть следствие меркантилизма и веры во «всемогущество» денег. Как пишет Панарин: «В цивилизации тотального менового (эквивалентного) обмена… исчезает и понятие социальных и моральных обязательств (я расплатился и потому никому ничем не обязан и не должен)». [1; 81]

Подобная ситуация сложилась во многом вследствие культурной дезориентированности молодёжи с одной стороны и инфантилизма и излишнего пиетета перед чужой «цивилизованностью» в ущерб своей с другой. Поэтому, во-первых, необходимо дать человеку чётко выработанный критерий определения своей культурной принадлежности, т.к. патриотизм подразумевает следование конкретным традициям, уважение конкретных ценностей. Во-вторых, следует сделать акцент на изучении и усвоении традиций истории и культуры нашей восточнославянской цивилизации. Изучать своё прошлое необходимо, но изучение истории только своего маленького государства вне контекста мировой истории формирует мозаичные представления об исторических процессах и фактах, непонимание общемировой политической ситуации, т.е. лишает нас возможности сделать правильный исторический выбор.

Подведём итог всему сказанному – для развития патриотических настроений в среде молодёжи необходимо выработать такие принципы, которые были бы, во-первых, связаны с христианскими ценностями и как следствие воспитанием чувства ответственности, в том числе и понимание долга перед Отечеством. Во-вторых, способствовал бы живому ощущению, чёткому осознанию культурной общности людей. В-третьих, примеры из истории Отечества могли бы научить ценить и уважать свою Родину, принимать активное участие в политической жизни государства.

Список литературы

1. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Алгоритм, 2002. – 496 с.

Примечание. Статья 2007 года