Внезапно, в какой-то один момент, государство вдруг объявило, что заботиться о нас. Да, да, это все для вашей безопасности. Сидите дома, проводите время с близкими, так будет лучше для вас.
Первую неделю вроде бы нормально все было. Просидели. Но потом – кому все-таки надо было на работу, кому-то хотелось гулять, кому-то надо было не соблюдать правила. Почему те самые дисциплинарные практики, оказались если не бессильны совсем, то совсем не так эффективно, как могло бы казаться всем читателям Фуко?
М. де Серто, тоже француз, но более оптимистичный, считал, что повседневность невилирет все те дисциплинарные практики, о которых писал Фуко. То есть, нам, конечно, приказывают, но кто из детей поднимает руку так, как учат в первом классе? Мы всегда переходим дорогу по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора, или можно посмотреть по сторонам и быстро пробежать? Или гулять с пакетом недалеко от магазинов, тусить на даче за городом большой толпой?
Жизнь оказывается намного богаче и интереснее, чем если мыслить ее в дискурсе М. Фуко. Повседневность подстраивает что угодно под свои законы и правила. Однако, в такой ситуации, сама повседневность оказывается более тоталитарна, чем могло бы показаться даже Фуко. То, что эта тоталитарность кажется нам более комфортной, не значит, что это не тоталитарность – Лукашенко народ тоже любит, например. И диктат повседневности тем страшнее, что селовек практически его не осознает.