Найти в Дзене
Проект «Хистори»

Вонючий Версаль: стая тараканов и смрад

Версальский дворец, этот замечательный памятник архитектуры барокко, чрезвычайно пышный, блестящий и пафосный, современники зачастую кроме как "вонючим Версалем" и не называли.
После многократных эпидемий чумы в Европе популярность мытья постепенно сходит на нет. Объясняется этот парадокс тем, что люди эпохи просвещения (!) считали мытье вредным: оно смывает защитные клетки тела, да к тому же
Оглавление

Версальский дворец, этот замечательный памятник архитектуры барокко, чрезвычайно пышный, блестящий и пафосный, современники зачастую кроме как "вонючим Версалем" и не называли.

После многократных эпидемий чумы в Европе популярность мытья постепенно сходит на нет. Объясняется этот парадокс тем, что люди эпохи просвещения (!) считали мытье вредным: оно смывает защитные клетки тела, да к тому же расширяет поры, через которые как раз всякая зараза и попадает в организм. Именно такие представления господствовали в период правления короля Людовика XIV, галантного короля-солнце, введшего в моду этикет и парфюм (как раз для того, чтобы "перебивать" смрад).

Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale
Подписывайтесь на нас в инстаграм: @historyginale

В отстроенный к концу XVII века огромный дворец с фонтанами и парками (именно Версалем "вдохновился" Петр I перед постройкой Петергофа) король свез сотни маркиз и маркизов из ближнего окружения, и вполне естественно, что для обслуживания такого количества знати потребовались тысячи слуг. Дворец был очень вместительным и спальных мест хватало, однако "удобств" там почти не было. У короля, конечно, была ванна (единственная), но в ней он предпочитал заниматься амурными делами с маркизой де Монтеспан, а мыться - лишь по рекомендации врача. "Чистоту" блюли другим способом: чаще всего в те времена тело очищали протиранием белой сухой тряпочкой (иногда ее сбрызгивали кислотой), а с запахом пота боролись частыми переодеваниями в другую одежду и духами (которые считались лечебным средством).

Но если помыться можно (?) и тряпочкой, то с туалетными делами было совсем все плохо. Так слуги зачастую справляли нужду прямо в коридорах, а гостям (особенно во время балов) приходилось искать укромное место под лестницами и в темных углах. Женщинам с их огромными юбками это было крайне неудобно, поэтому в обиход вошли небольшие горшочки, которые дамы использовали под платьями - "бурдалю" (по легенде в честь проповедника Бурдалю, читавшего невыносимо длинные проповеди). Такие приспособления позволяли выйти из положения, когда доступа к дневной вазе (горшку, по-нашему) не было. Горшки же эти обычно были лишь в комнатах у гостей, а если представить размеры дворца, когда до комнаты могут быть километры пути по коридорам, то полезность бурдалю становится очевидной. Опорожнялись же все туалетные сосуды как правило в окно. Уличные туалеты и выгребные ямы (которые чуть позже соединились с водопроводом и вызвали эпидемию в Париже) почти никогда не чистились, в следствии чего на первых этажах стоял ужасный запах.

Франсуа Буше «Интимный туалет», 1760 гг
Франсуа Буше «Интимный туалет», 1760 гг

Добавьте ко всему этому стаи мышей и тараканов; веселую скрипку Жана Люлли, играющую на балу музыку по пьесам Мольера; висящие в коридорах парадные портреты Гиацинта Риго, а также разговоры о рациональности и войнах, - и вы получите Версаль эпохи блистательного короля Людовика XIV.

Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!

Чтобы знать об истории еще больше, читайте нас в инстаграме: инста-проект «Хистори»