Помимо странных скульптур и картин у нас есть еще и странная мебель.
И, разумеется, странные названия, которыми IKEA щедро одаривает свои проекты. Один стол с гордым названием "Гамларед" чего стоит. Или какие-нибудь полотенца, по непонятной причине носящие имя "Сандвива".
Впрочем, сегодня разговор не о названиях. Главный вопрос на повестке дня - почему икеевская мебель - это не простой массмаркет, а самое настоящее искусство, ну или по меньшей мере - богатый и капризный наследник настоящего шведского мебельного искусства, которое было столь популярно в середине прошлого столетия.
Причина №1: над тем, что мы сейчас видим на полках мебельных магазинов, трудилось не одно поколение дизайнеров и архитекторов.
Вот лишь три имени, важных для понимания, что происходило в середине прошлого века, и почему для нас это важно:
1. Алвар Аалто, финский архитектор и дизайнер. Он спроектировал огромное количество зданий в Выборге, а также крупнейших европейских и американских городах. Именно Аалто был одним из первых дизайнеров, подумавших прежде всего о человеческом комфорте. Он исходил из человеческой анатомии и физиологии, что позволило создавать действительно удобные вещи.
Например, Алвар Аалто разрабатывал дизайн санатория для больных туберкулезом. При этом учитывалось, в каком положении людям будет легче дышать и лежать, какие интерьеры будут способствовать позитивному настроению и процессу выздоровления. Сейчас форма этих кресел - одна из самых популярных в мире.
Но одна из самых крутых и популярных штук - это табуретки Аалто. Дизайнер создал их, якобы вдохновившись своими лыжами. Ножки у этого предмета мебели закруглены таким образом, чтобы табуретки можно было складывать одну на другую. Кроме того, такая форма делала их устойчивее.
2. Арне Якобсен, датский дизайнер и архитектор. После Второй мировой войны он оказался в Швеции, где вплотную занимался интерьерами, участвовал в международных выставках и везде находил огромный отклик среди людей. Его мебель была настоящим произведением искусства, но это искусство было комфортным, жизненным, простым и очень изящным. Смотрите сами:
3. Бруно Матссон, шведский дизайнер и архитектор.
Мастер вдохновлялся концепцией "дома будущего" и вместе со своей женой создавал не только мебель, но и предметы декора. Участие в выставках США и Японии подарили ему мировую славу. "Дом будущего" в представлении Матссона должен был быть гармоничным, простым, удобным, светлым, максимально приспособленным под качественный отдых и интеллектуальную работу. И спальное, и рабочее место должны были быть идеальны.
Причина №2. Шведский дизайн держится на целой философии под названием "хюгге".
Основа хюгге - простой, комфортный, дружелюбный дом, где есть пространство для отдыха, релаксации, приятного "ничегонеделания" и хобби. Здесь должно быть достаточно просторно, чтобы глаз не "уставал", постоянно цепляясь за громоздкие детали. Хюгге - это прежде всего свобода.
Причина №3. Дизайн мебели у шведов - это не только про жизнь, но и про мечты, безграничную фантазию, которая распространяется гораздо дальше диванных подушек и ножек табуреток.
Причина №4: Эстетика.
Шведский дизайн - это гладкость, мягкость форм, природные линии, приятные глазу. Вот, например, интерьеры Выборгской библиотеки, спроектированной Алваром Аалто:
Причина №5: угол зрения
Так же, как и картины и скульптуры предполагают определенный угол зрения, дизайнерская мебель создается с четким расчетом, что она будет стоять/висеть в определенной части дома, чтобы взгляд падал с определенной стороны, скользил по поверхностям и следовал линиям. Понятное дело, что современные люди относятся к дизайну собственных кваратир куда проще их предшественников.
Наш "шведский дизайн" и "скандинавский стиль" имеют мало общего с изначальной концепцией. Но то, что мы все так или иначе стремимся к прекрасному, делает нас чуточку ближе к старому доброму шведскому "хюгге".
Спасибо что дочитали! Ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал: впереди еще много странного и интересного!