Жерар Сандоз - ровесник XX века (1902 - 1995 гг.). Его судьба (как и судьба Раймона Тамплие или Жана Фуке) была определена семейными традициями. Под чутким руководством отца - мастера золотых дел Густава-Роже Сандоза - в 18 лет он сделал первые шаги в ювелирном деле, укрепляя славу La Maison Gustave Sandoz.
Однако карьера Жерара на этом поприще была неожиданно коротка, в 1928 году отец продал свой бизнес Жоржу Л'Энфану, у которого Жерар несколько лет работал арт-директором до момента закрытия ювелирного дома La Maison Gustave Sandoz. Сердце молодого Сандоза было отдано кинематографу, Великий немой заставил развиваться артисту столь же динамично, как до этого - в ювелирном искусстве.
При этом такой крутой поворот от прикладного искусства к кинематографу в те годы не казался странным, экстравагантным или эпатажным. Многие из друзей Жерара пылали страстью к кинематографу, проявляя себя в других видах искусства или науках. Одни стремились расширить диапазон своих творческих способностей, другие - схватить удачу за хвост. Так например, замечательного (и, как показала история, выдающегося) французского архитектора Робера Малле-Стивенса регулярно обвиняли в том, что он строит очередную виллу в надежде сделать её кинематографической площадкой. Любовь к кинематографу многих толкала на эксперименты. Не был исключением и Сандоз, который пробовал себя в небольших ролях ещё до закрытия ювелирного дома.
В 1929 году Сандоз вместе со своими соратниками и друзьями - архитекторами и художниками в поисках нового слова в искусстве участвовал в создании "Союза современных художников"/ L'Union des Artistes Modernes или UAM, который, по факту, был альтернативой парижскому "Обществу художников-декораторов"/SAD. Новое объединение декларировало необходимость сделать искусство доступным: «Современное искусство - это, действительно, социальное искусство, искусство, доступное для всех, а не имитация тщеславия немногих».
Молодое поколение ювелирных династий стремилось создать новую эстетику, что привело не только к использование более простых и лаконичных форм в дизайне ювелирных украшений, но и к расширению выразительных средств. Вместо золота и платины предпочтение отдаётся серебру и сплавам, традиционные рубины, сапфиры и изумруды уступают место гематиту, кораллу, лазуриту, авантюрину, яшме, халцедону, а яичная скорлупа и ляпис-лазурь приобретают особенную ценность.
Жерар Сандоз - кутила и завсегдатай вечеринок в Maxim’s - как ювелир был не менее дерзок, считая, что «можно сотворить прекрасное ювелирное украшение из одного золота, а можно - ужас из моря бриллиантов».
Форма созданных Сандозом украшений определена повальным в 1920-е годы увлечением кубизмом, благодаря которому реальность распалась на простые геометрические формы, а художники создавали из этих осколков совершенство нового, воплощенного в различных материалах, цветах и текстурах.
Кроме ювелирных украшений, модных портсигаров и минодьеров, Сандоз создал несколько оригинальных ваз. Их количество - большой вопрос для историков и коллекционеров, на сегодняшний день известно 15 разных по дизайну ваз, созданных в 1923-1924 годах. Вазы выполнены из меди и покрыты горячей эмалью в технике шамплеве. Надо отдать должное, отец Жерара - Густав-Роже Сандоз был дружен с Эмилем Галле, создавая "благородную оправу"для ваз из многослойного стекла Галле, поэтому подобные эксперименты вполне обуславливались семейной традицией. Другой вопрос, что эстетика была совершенно иная.
Несмотря на крутой вираж в судьбе Сандоза был возврат в профессию ювелира в 1985 году, когда в культуре проявился интерес к стилистике ар деко. Ажиотаж вокруг эпохи "ревущих 1920-х" спровоцировал многих художников обратиться к собственному наследию и сделать реплики на популярные в эпоху ар деко образы и модели. Эти работы, созданные через полвека, выглядели свежо и современно.
В продолжении темы "ювелирное искусство ар деко" - статьи:
- Жан Дюнан: ювелирный сет Giraffe. Шутка-в сторону!
Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!