В чём сейчас служат российские солдаты? Обзор летней формы

62K прочитали
Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы). В комментариях неоднократно возникали вопросы о форме, которая сильно изменилась за последние 10 и более лет. Поэтому в этой статье я расскажу о том, в чём служат современные срочники. И даже покажу.

У солдат есть сейчас две формы: парадная (её ещё называют «офиской») и повседневная (камуфляж). Первую выдают в военкоматах, в ней же солдат ходит в увольнения и отправляется на дембель. Выглядит она вот так.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-2

Для офицеров и прапорщиков такая форма считается повседневной, парадка у них отдельная, более традиционная.

Про «офиску» рассказывать сейчас не буду. Могу как-нибудь посвятить ей отдельную статью. Если коротко, она ужасна. Главный минус — материал, который не дышит, быстро выгорает и выстирывается.

В части призывника либо сразу, либо через некоторое время (например, после КМБ), переодевают в полевую форму из ВКПО (всесезонный комплект полевого обмундирования).

Все уровни ВКПО
Все уровни ВКПО

В нём много предметов одежды, сегодня же остановлюсь на летнем костюме, в котором предстоит отходить половину службы.

Начнём с общего плана. Вот так выглядит младший сержант в летней полевой форме образца 2018 года с повседневными знаками различия. В галерее несколько фото, обязательно пролистывайте.

В глаза бросаются два отличия от «афганки», «барвихи» и «флоры»: совсем другой воротник, который не нужно подшивать, а также отсутствие нижних карманов на кителе. Раньше их не было только у десантников и морпехов, сейчас же их убрали вообще.

А теперь давайте осмотрим ближе.

Важно: костюм из этого обзора я купил уже на гражданке для страйкбола. Те комлекты, в которых служил, конечно же, остались в части. На фото выше — костюм более позднего образца, ниже будет обзор точно такой же формы, в которой я служил срочку в 2016-2017 годах.

Китель

Воротник носится расстёгнутым, вместо железных эмблем — тканевые эблемы на липучках. Вы спросите: а что же с гигиеной? Могу сказать по своему опыту, что проблем не было, воротник небольшой, с шеей плотно не соприкасается.

Воротник можно поднять. Так его почти не носят, только если холодная погода внезапно застигнет. Выглядит это следующим образом.

На груди есть места для нашивок. Вот таких:

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-7

На погонах отказались от пуговиц в пользу липучек. И очень зря.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-8

При надевании сверху бронежилета погон постоянно норовит отстегнуться. И возвращать его на место катастрофически неудобно. Впрочем, рядовой может просто его пришить.

При обилии липучек карманы почему-то сделали с пуговицами. Очень неудобно, поскольку именно эти карманы постоянно используются под письменные принадлежности, записные книжки и документы.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-9

В форме образца 2018 года пуговицы заменили на липучки, здравый смысл восторжествовал.

На плечах есть карманы них есть места для нарукавных знаков. На правом — по принадлежности к конкретному воинскому формированию, на левом — по принадлежности к виду (роду войск). Их разновидности приводить не буду. Карманы застёгиваются на липучки.

На локтях есть усиления. Нашит дополнительный слой ткани, причём с одной стороны вместо шва —липучка. Благодаря чему образовывается карман, в который, в теории, нужно помещать элементы дополнительной защиты локтей. Их я в глаза не видел, как в армии, так и просто в интернете. А в этих карманах можно было спрятать что-то плоское и мягкое.

Карманы в локтях
Карманы в локтях

Манжеты регулируются липучками (я знаю, что правильно называть липучки «велкро», но мне так проще).

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-12

Ещё одно важное отличие. Китель теперь застёгивается не на пуговицы, а на молнию. С одной стороны, это удобно для более быстрого застёгивания. А с другой — создаёт дополнительные проблемы. Например, если оторвётся или сломается пуговица, то можно за минуту пришить другую, а вот с молнией такой фокус не работает.

Впрочем, молния достаточно качественная, ни разу не видел, чтобы она ломалась. Да и редко ей пользовались: для скорости мы просто надевали китель через голову.

Есть один внутренний карман для документов, сделан из водооталкивающей ткани. А вот поясных утяжек нет.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-14

На спине ничего примечательного тоже нет.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-15

Брюки

На брюках шесть карманов: два у пояса, два на бедрах и два на ягодицах. Зачем нужны карманы сзади — не знаю, в них невозможно что-либо носить. В поясных карманах тоже ничего лучше не таскать — выпадет во время строевой, в набедренных что-то может быть, но карманы при этом не должны выпирать. Небольшой карман под смертный медальон больше не предусмотрен.

Липучки на набедренных карманах часто первыми выходят из строя, а ещё норовят за что-то зацепиться.

Внизу на брюках есть направляющие резинки для стопы. Они упрощают продевание брюк в берцы. Шнурок для утяжки на нижнем срезе брюк тоже сохранён (его я не сфотографировал).

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-17

На коленях есть такие же усиления, как на локтях. Их тоже не использовали по прямому назначению.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-18

Нательное бельё

Летний комплект нательного белья состоит из футболки с рукавами и трусов шортами.

Во время моей службы на снабжении была только нателка из синтетического влагоотводящего материала. С одной стороны, в ней несколько жарче, чем в хлопковой, с другой — такое бельё быстро сохнет, и не рвётся.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-19

Правда позднее на снабжение приняли такую же майку и футболку, но из традиционного хлопка. Такой комплект не носил пока, ничего сказать не могу.

Трусы, кстати, довольно удобные, не натирают.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-20

Носки. Это песня, а не носки. Они огромные и очень тёплые. Есть летние и зимние, внешне их почти невозможно отличить. Зимние, вроде, плотнее.

Телефон рядом я положил для масштаба
Телефон рядом я положил для масштаба

Летом в берцах и таких носках нога ужасно преет. Отсюда и мозоли. В учебке разрешались только такие носки, другие старшина просто выкидывал из сушилки. Уже на гражданке я иногда ношу их, когда играю в страйкбол. На несколько часов они вполне пригодны, но если на улице не +30.

Берцы

Вот такие берцы сейчас выдают в военкоматах. Частично они сделаны из чего-то похожего на кожзам, частично из тканевого материала. В этих местах они отлично пропускают воду, поэтому в лужи в них лучше не лезть.

Но это ерунда по сравнению с главным недостатком — их качеством. Оно сильно разнится от партии и производителя. В некоторых можно сразу безбоязненно ходить, другие же будут убивать ваши ноги, даже если замотаете всё пластырем.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-23

Кроме того, у многих моих сослуживцев обувь начинала разваливаться уже в первый месяц: расходились тканевые вставки, лопалась подошва и так далее. Мои выдержали четыре с половиной месяца.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-24

Конкретно эту пару пока не удалось нормально разносить. Надевал уже несколько раз, постоянно сбивая ноги. Пожалуй, попробую в следующий раз с портянками.

Кепи

Тот случай, когда раньше было лучше. Кепка больше похожа не на военную, а на милицейскую из 1990-х. Регулировки нет, зато есть ремешок для удержания на голове при сильном ветре, как на фуражках.

Да, такая большая кокарда у всех, а не только у офицеров. Также был вариант кепки с регулировкой сзади. Не могу точно сказать, какая сейчас на снабжении. Но, скорее всего, от варианта с регулировкой отказались, поскольку эти пластиковые детали недолговечны, а запасных нет. В итоге их приходилось скреплять подручными средствами.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-26

Ремень

И финальный элемент формы на сегодня. Ремень, в теории, носят в брюках при кителе навыпуск. Но возможны варианты, в зависимости от того, как установлено в части.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-27

Нет, у контрактников всё просто: китель навыпуск, для строя его заправляют. А вот у срочников веселее. В учебке мы носили форму постоянно заправленной, а вот в части, куда попал после распределения, ремень носился поверх, а штаны держал брючный ремень от «офиски». Смотрелось это вот так.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-28

Что сказать про сам ремень? Советский, с бляхой, быстрее снимать и надевать, зато новый удобнее регулировать.

На ремне имеются два тренчика с люверсами для какого-то снаряжения. Думаю, что для штык-ножа, хотя мы носили его на родном тренчике.

Если вы знаете, зачем всё-таки нужны эти тренчики и люверсы, поделитесь в комментариях.

Слышал, что первые партии ремней были некачественными и быстро портились, но про свой сказать так не могу. Армейский у меня сохранился, но для этой статьи я выбрал новый.

Кстати, брючный ремень теперь выглядит вот так. Очень удобная штука, постоянно ношу его после возвращения домой. Уже три года как. Единственный минус — тренчик, который слетает и теряется почти сразу.

Третий месяц на этом канале я рассказываю о годе, который провёл в рядах современной российской армии (2016-2017 годы).-30

На этом мой рассказ о летней форме современного российского солдата окончен. Это довольно трудоёмкий материал, буду очень благодарен, если поддержите меня лайками.

Если среди моих читателей есть военнослужащие, у которых опыт ношения, конечно же, куда более богатый, чем у меня, прошу им поделиться. Да и просто, если есть замечания, дополнения и так далее, то пишите в комментарии.

Если формат понравится вам, то могу сделать подобные обзоры на форму прошлых лет, например 1990-х. Впрочем, есть возможность достать и куда более ранние образцы.

Китель в расцветке «Барвиха» 1993 года выпуска
Китель в расцветке «Барвиха» 1993 года выпуска

Также у меня раз в неделю выходят главы рассказа о срочной службе. Первую часть читайте тут, крайнюю — тут.