О сердце молимся и просим немало. Покаянные молитвы к святому причастию более ста раз указывают прошение к Христу, Богородице, Ангелу Хранителю о чистоте сердца.
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Как часто повторяется это прошение к Богу царя и пророка Давида.
В главной библейской и евангельской заповедях, сердце указывается первым: возлюби Бога всем сердцем своим.
Христос говорит:
«Где сердце ваше, там будет и сокровище ваше»
(Евангелие от Матфея, гл 6, ст. 21)
В главном делании святых угодников – умном делании, делании Иисусовой молитвы - основной целью ставится опустить разум в сердце, сделать сердце разумным. (А до этого оно какое? Страстное, возбужденное, вожделенное).
В книге святителя Луки Крымского «Дух, душа и тело» сердцу отводится содержание большой главы, где ученый, врач и священник Лука, говорит о важности сердца в духовно правильной жизни.
«Как же сердце может вместить Бога если в нем владычествуют страсти?» - задает вопрос в своей статье о любви святитель Феофан Затворник.
Что же есть сердце в понимании христианском? О чистоте чего просим?
В ветхозаветных пророческих посланиях было понимание, что сердце людское огрубело, поражено грехом и потому основным прошением было: даровать сердце разумное, очистить его, сделать его вместилищем Бога, а не корысти.
И ответы на эти вопросы, милость сердца и чистота, находят свое место в Новом завете, в Христе, апостолах, христианских праведниках.
Сердце в христианстве не является физическим органом, и не связано с действием кровеносной системы.
Сердце, понимаемое в христианстве, не является сердцем романтиков, поэтов, художников, выражающее чувства образно, эмоционально, эйфорично.
Раньше мне казалось, что сердцем означается потребностно-мотивационная сфера человека: эмоции, чувства, мотивы. Такое понимание близко к западному христианству, но оно не точно. В сердце есть желания, но не ветхого, а нового человека, бесстрастные. В нем нет эмоций и памяти греховной, но есть чувство любви, милосердия, сострадания, чуткости, позитива.
Другой вариант понимания сердца, тоже западный из психологии – это подсознательные процессы, управляющие поведением. И если это так, то известно, что подсознание таит в себе как импульс творчества, так и разрушения. Занятие Иисусовой молитвой, опускание ее в сердце как подсознательные процессы души, тем самым происходит очищение его для Богом даруемого творчества.
Сопоставляя с системой чакр в йоге, энергетическими центрами, полагал, что сердце есть чакра Анахата, 4 чакра, зеленая, отвечающая за чувства. Но это не так. И даже не третья, чакра Манипура, золотистая, отвечающая за центр существа, центр личности, личностных поступков в материальном и животном мире. Христианские подвижники огораживали от концентрации ума в молитве на пупке, ниже сердца, где находятся страсти ветхого человека, животная часть нашей души.
Хотя, нередко, при упражнении Иисусовой молитвой именно в этом центре могут возникать болевые ощущения, спазмы и сковывания. Они говорят о простой вещи: сопротивлении ветхого плотского человека Божьей любви и силе. Покаяние в ветхих страстях и привязанностях, воздержание постом от животных страстей и потребностей, и умная молитва, снимают это сопротивление, оно не владычествует
Сердце, понимаемое в христианстве, есть без образов, бесстрастное, спокойное. В нем теплота любви. Оно не каменное и не омертвелое. Христианские подвижники считали ошибочным искать его расположение в пупке или солнечном сплетении (как у йогов, в 3 чакре) или в физическом центре, где располагается само сердце физическое
Суть сердца – срединность, центральность, цельность человека. Это то что именуют Я, центром нового, обновленного Христом, человека.