Сценарий документального фильма Шукура Тебуева
Герои Российской Федерации Кичи-Батыр Али-Мурзаевич Хаиркизов и Юнус Кёккёзович Каракетов родились в Карачае после революции: Кичи-Батыр – в 1918-ом году в ауле Верхняя Мара, а Юнус – в 1919-ом в ауле Джегута.
Рассказывает родной племянник Юнуса Каракетова Алимурат Каракетов, который долгие годы изучал архивные документы в Белоруссии и ездил по местам боевой славы Героев:
«Юнус и Кичи-Батыр – два побратима. Юнус и Кичи-Батыр были призваны на действительную военную службу в 1939 году. Молодые, симпатичные ребята, здоровые, полных сил оказались на службе. Увидев их, командиры зачислили в полковую школу: один закончил артиллерийскую школу младшего командного состава – это был Кичи-Батыр Хаиркизов, а Юнус Каракетов закончил полковую школу снайперских младших командиров.
И по окончанию этих школ они были направлены на Западную границу СССР. Приближалась война, один оказался в артиллерии 17-ой Забайкальской танковой дивизии, прикомандированной к 13-ой армии Западного военного округа. Он потом был переименован в Белорусский особый военный округ. Юнус Каракетов в этой же армии был командиром стрелкового взвода 50-й стрелковой дивизии 13-й армии.
Друг друга, как показывают документы, до своей партизанской деятельности они не знали, так как находились по дислокации в разных местах. Потом они встретились в лесах Белоруссии под городом Борисовым».
В неравном бою в самом начале войны юбе части понесли огромные потери и стали отступать на восток. Но линия фронта перемещалась намного быстрей.
Тогда Кичи-Батыр и Юнус приняли решение обосноваться в Холопеничском, Чашникском и Сеннском районах Минской и Витебской областей Белоруссии, чтобы стать партизанами.
Они выбрали очень необычную боевую тактику, которая приводила в ужас немецкое оккупационное командование. Будучи только вдвоем, Хаиркизов и Каракетов брали два ручных пулемета и по десять дисков с патронами. Погрузив это на лошадей, они внезапно появлялись, проводили боевую операцию и заставляли противника отступать.
От неожиданности и дерзости нападения у немцев постоянно складывалось впечатление, что их атакуют крупные силы партизан, как минимум несколько сот человек.
Так, после нападения двух горцев на Лозуковскую волостную управу немцы сообщали, что около трёхсот бандитов напали на управу, сожгли её, имеются жертвы среди волостной охраны. Бандитов убито 72 человека. Кичи-Батыр и Юнус долго смеялись читая это и другие подобные сообщения.
Начиная с сентября 41-го и до весны 42-го года «Чёрные братья» Лёня и Коля (так белорусы называли партизан-карачаевцев), действуя только вдвоем, показали врагу, что сломить наш народ будет непросто. Эти имена стали легендарными и были у всех на устах.
А мирные жители начали снова верить в Победу, когда
два кавказских горца за первую зиму войны
разгромили 7 волостных управ,
убили 117 немцев и полицаев,
6 бургомистров
и 25 старост.
Слава о Чёрных братьях Лёне и Коле гремела по всем селам и хуторам, а противник был в ужасе от того террора, который устроили Кичи-Батыр и Юнус.
Генерал-комендант города Борисов, обещал за головы двух смельчаков 30 тысяч немецких марок.
Осенью 41-го года Хаиркизов и Каракетов уничтожили военный конвой и освободили около ста советских военнопленных. Лозуковская, Пуськи, Большая Рыбаковшина, Пустошь, Белица, Подворица, Дубенцы и Адамовичи – вот далеко неполный список белорусских деревень и хуторов, где враг хорошо познакомился с Кичи-Батыром и Юнусом.
Так прошла первая военная зима.
Рассказывает Алимурат Каракетов:
«Поиски по следам их боевой деятельности меня случайно завели в село Чарея Чашникского района Витебской области, где и ныне проживает партизанский ординарец Юнуса Шукайло Василий Иванович. Услышав, что приехал племянник Героя России Юнуса Каракетова, сбежались люди со всего села, было человек 30-40.
И вот они мне рассказали один любопытный случай, о котором я не знал. Немцы хотели сжечь все население этого села. Население было активное, сочувствовало Красной Армии, помогало военнопленным, сбежавшим из плена, отступающим советским солдатам, партизанам; и за это по приказу коменданта города Борисов все население села Чарея собрали в хлебных амбарах в середине села. Утром должны были их сжечь.
Об этом прибежал и сказал им партизанский связной 14-летний Миша. Юнус и Кичи-Батыр собрали свой актив, ночью освободили пленников. И потомки спасенных партизан благодарили меня через 65 лет после совершения вот этого геройского подвига.
Этих подвигов, потом я узнал, было немало. Село Чарея сейчас большое, цветущее, красивое село. И там до сих пор помнят этих двух Героев».
Весной 1942-го Хаиркизов и Каракетов вступили в партизанский отряд Леонова, который со временем разросся в бригаду и к июню 44-го насчитывал около двух тысяч человек. Иметь таких бойцов в своих рядах мечтал каждый. Поэтому Кичи-Батыр и Юнус возглавили партизанские отряды этой бригады, которые так и назывались – отряды Лёни и Коли. Кичи-Батыр к тому же был заместителем командира всей бригады.
До его гибели 8 июня 1943 года партизаны под руководством Хаиркизова и Каракетова провели множество дерзких нападений на вражеские гарнизоны, уничтожая живую силу и технику противника.
В одном из таких боев замкомбриг пал смертью храбрых. Командир партизанского отряда бригады Вантеев, в своем стихотворении «На смерть героя!», написанном 17-го июня и посвященном Лёне Хаиркизову, просто и четко описал весь боевой путь непокоренного воина:
Спокойный, полон сил
Примером был для каждого бойца,
Одною мыслью с нами жил,
В бою нам заменял отца.
Примером личным заражал других,
Неутомимый, смелый наш герой.
И подвигов не позабыть нам боевых,
Ты, Лёня, был для нас родной.
Немалый путь прошли с тобой
По Белоруссии в болотистых лесах.
Ты мысли не рождал пустой,
Огонь победы виден был в глазах.
Врагам страны в упор глядел,
Для них ты сожаленья не имел.
Их гнусны речи слушать не хотел,
Был бесподобен, строг и смел.
Рассказывает Алимурат Каракетов:
«Обстоятельства гибели партизанского командира Кичи-Батыра Хаиркизова, по моим исследованиям и по данным его однополчан, таковы. В 1943 году 8-го июня возле деревни Короли Сеннского района Кичи-Батыр вместе с группой партизан устроили засаду на немецкую автоколонну, которая доставляла грузы фронту.
Вот что пишет о нем его однополчанин и боевой друг Мартынович, комиссар партизанского отряда:
– Ты ушел с ротой партизан в засаду на большак Сенно-Толочино. Вы получили сведения о том, что по этой дороге предполагалось движение немцев. К обеду послышался шум моторов. По шоссе двигалось около 20-и немецких автомашин.
Подпустив их поближе, партизаны открыли огонь по головной машине. Немцы растерялись и в панике начали разбегаться в разные стороны. В этот момент ты поднял роту в атаку. «За Родину! Ура-а-а!» - были твои последние слова. Ты бежал впереди всех, но не добежав до машины метров 15, ты упал на дорогу, омывая желтый песок своей кровью, кровью бесстрашного борца за Родину.
Автоматная очередь немецкого офицера вырвала из наших рядов тебя, мой незабвенный друг. Ты упал замертво, но не остановились бойцы, бежавшие за тобой. Твоя смерть удесятерила их силы. Как разъяренные львы, они вгрызались в ряды немцев и уничтожали их беспощадно. Немцы были разбиты. 78 фашистских трупов валялись по дороге и 5 разбитых автомашин.
Тебя, Леня, несли бережно на руках. Хоронила вся бригада. У твоей могилы партизаны поклялись все, как один, драться до последнего, до полной Победы над врагом.
Вот как погиб боевой командир Кичи-Батыр Хаиркизов, погиб как настоящий герой, каковым он является. Погиб на поле брани».
В 1943 году Хаиркизов и Каракетов получили высшие боевые ордена страны – орден Боевого Красного Знамени. В марте 43-го их обоих представили к званию Героев Советского Союза. Но пока шли наградные листы карачаевский народ был репрессирован и отправлен в ссылку. Партизанское командование долго не могло понять, почему эти Герои не получают заслуженных ими наград.
Но Юнуса этот вопрос уже мало интересовал.
Кичи-Батыр погиб и за это враг должен был заплатить. Если до этого смелость Хаиркизова вызывала у партизан восхищение, переходящее в благоговейный трепет, то деятельность Каракетова после смерти его друга, повергла в шок и своих и чужих. С двойной энергией Юнус в течение года мстит немцам за смерть друга. Отряд Коли принимает участие во всех самых важных операциях бригады. Диверсии под руководством Юнуса Каракетова продолжаются весь 43-й и первую половину 44-го года в Чашникском, Сеннском и Холопеничском районах Витебской и Минской областей Белоруссии. Ни боевое начальство, ни партийное руководство всей военно-оперативной группы не могут остановить неистовый порыв партизана-карачаевца.
Рассказывет Алимурат Каракетов:
«После гибели своего боевого друга и брата Кичи-Батыра Юнус был в ярости. Когда его хоронили, Юнус был на задании, похоронили Кичи-Батыра без него. Когда он вернулся с задания, рассказать о гибели Кичи-Батыра никто не отваживался Юнусу.
Чтобы сообщить эту печальную весть, для него специально пригласили секретаря Витебского обкома партии Любимова, который рассказал ему, что его друг погиб. И на могиле Кичи-Батыра Юнус дал клятву, что отомстит за смерть своего боевого друга, своего побратима, что он в полной мере делал.
После гибели Кичи-Батыра боевая биография Юнуса изобилует очень яркими примерами боевой деятельности его самого и его отряда.
Одним из таких ярчайших примеров его героизма является оборона партизанского аэродрома в селе Белица. Там располагался совхоз и рядом был партизанский аэродром. Он имел большое значение для партизанского движения и обеспечивал несколько бригад вооружением, а после самолеты увозили раненных на большую землю.
Сам факт нахождения аэродрома на оккупированной территории был недостатком немецкого командования. И они решили любыми средствами ликвидировать этот аэродром.
В феврале 1944 года по решению гитлеровского командования на ликвидацию аэродрома были направлены танковый полк СС и полк освободительной армии Власова (РОА). Партизаны сводного отряда Юнуса Каракетова, куда входили и партизаны отряда его друга Кащеева, не дали разгромить этот аэродром.
Вот, что пишет об этой операции командир Сеннской партизанской бригады Леонов:
– Летчики после боя осмотрели поле боя и дали высокую оценку боевым действиям партизан. В этих боях особенно отличились командиры отрядов Юнус Каракетов, Николай Кащеев, Александр Клячин, Александр Захаров.
Клячин и Захаров обеспечивали, отступающим немцам, «красный» коридор. На самом деле обороной занимался сводный отряд Юнуса Каракетова.
В начале мая 1944 года Советская Армия начала грандиозную наступательную операцию под кодовым названием «Багратион». Одновременно, с наступлением советских войск Ставка Главного командования отдала приказ Белорусскому штабу партизанского движения о том, чтобы партизаны наносили наибольший урон в тылу врага, чтобы не давали подвозить боеприпасы, чтобы по железной дороге никакие грузы не двигались в сторону фронта.
Партизаны выполняли этот приказ. Так называемая партизанская «рельсовая» война вынудила немцев пересмотреть свое отношении к партизанам, кардинально решить вопрос и уничтожить их раз и навсегда.
План гитлеровцев вылился в два котла, где были окружены партизаны Минской и Витебской областей. Первый котел около города Ушачи. Порядка 200 км от этой зоны Борисовский котел – «железное» кольцо блокады. В этой блокаде оказались партизанские бригады Заслонова, Савелова, Сенненская партизанская бригада, в составе которой воевал командир партизанского отряда Юнус Каракетов.
Немцы вытеснили партизан из лесов в зону болот. Для уничтожения партизан была использована штурмовая авиация, танковая дивизия СС, стрелковая дивизия СС и приданные части власовской армии.
В этом кошмаре партизаны провели неделю. За это время было уничтожено много партизан. Несколько раз предпринимались попытки выйти из окружения, но не получилось.
Но командование этой группировки знало, что если поручить Юнусу, то он выполнит задание, и поручили ему. Сводный отряд Каракетова и его товарища Кащеева из 600 человек, который был в резерве, рано утром 8-го июня ударил по «железному» кольцу блокады в районе озера Палик.
Они прорвали линию фронта и через образовавшуюся брешь окруженные партизаны вышли из окружения. Сводный отряд Юнуса Каракетова стояла насмерть. Из 600 человек осталось 17. В этом бою командир сводного партизанского отряда Юнус Каракетов пал смертью храбрых.
Товарищи похоронили его на островке в этих болотах. После войны его перезахоронили на братском кладбище в деревне Глубочица.
Погиб Юнус. Ценою жизни его и погибших его боевых товарищей были спасены жизни 20 тысяч партизан. Партизаны одержали большую яркую победу в тяжелой ситуации, за что Юнус Каракетов во второй раз был представлен к званию Героя Советского Союза».
В 1995 году Президент Российской Федерации Борис Ельцин посмертно присвоил легендарным партизанам Белоруссии, славным сынам Карачая звание Героев России.