История о том, как мы разрабатывали логотип для новой франшизной сети кальянных в стиле кибер-панк.
Любой логотип начинается с его задач — зачем он создается? Какие цели у этой компании и какие цели у логотипа внутри этой компании? Я не говорю про прикладное использование — соц сети, вписывается в кружок или вертикальный, сайт, визитки и тд. Всё это полная фигня, подгонять логотип под функциональные задачи — ошибка новичков. Хороший логотип может быть каким угодно и любой логотип можно адаптировать под любой размер, расположение и так далее. Что важно — это концептуальные задачи логотипа. Что он должен нести, с чем ассоциироваться, каковы его реальные задачи во взаимодействии с потребителем.
Так вот, у нас на сегодняшний день есть крупнейшая сеть кальянных в мире (https://hookahplace.ru/) — около 200 заведений во всем мире и это супер узнаваемый в России бренд кальянных. Логотип очень простой — крест. Но мы реши запустить новый проект и логотип должен одновременно показать связь нового заведения с существующей сетью HookahPlace и в тоже время дистанцироваться от неё. Мы хотели показать, что этот проект от тех же ребят, что сделали нечто успешное и узнаваемое, но при этом это совершено другой проект, никак не связанный с HookahPlace.
Тут нужно сказать немного о концепции заведения. Мы решили открыть кальянную в стиле кибер-панк. Понимание этого стиля у всех разное, но мы капнули истоки и пришли к осознанию, что все канонические литературные и кино-источники формируют кибер-панк по следующей формуле: смесь экзотических культур (арабской/азиатской) в сочетании с футуризмом. Вы можете видеть много китайских иероглифов в фильмах о будущем, а в первом Blade Runner в баре была восточная тематика с чем-то даже похожем на кальян. В представлении фантастов и реальных футурологов арабские и азиатские страны за счет демографического взрыва завоют европейскую цивилизацию в 21 веке. Поэтому мы решили, что наше заведение и будет смешением Марокко с Гон-Конгом, сдобренное футуристическим стилем.
Дальше встал вопрос названия. Наш бизнес вырос из видео-блога о кальянах JohnCalliano https://www.youtube.com/user/JohnCallianoTV — поэтому и название мы решили для своего премиального лаунжа сделать такое — JohnCalliano Lounge. Люди любят сокращать все названия (все сидят в маке, а не в Макдональдс) и мы решили, что Джей Си Лаунж звучит удобно и стильно. Салатовый ромб — зарегистрированный логотип канала Джон Кальяно.
На базе этих задач и появился концепт логотипа заведения. Крест от HookahPlace, ромб от JohnCalliano и восточная тематика. такой был первый набросок от руки.
Ему явно не хватало всего. Футуристичности, узнаваемого креста уникального стиля. Мы запросили дизайнеров поработать с заданными параметрами и первые варианты были настоящим трешем. В них не было стиля и индивидуальности.
Из этого стало ясно одно — писать внутри креста HookahPlace не вариант, потому что так выглядят большинство логотипов франшизы HookahPlace (чаще всего внутри креста пишут город). Также не вариант писать JC Lounge — на логотипе нужно полное название JohnCalliano, даже на первых дизайнах оно смотрелось дороже, а для премиального заведения важно чтобы логотип выглядел дорого.
В следующем варианте мы добавили граффити, сделанное в стиле арабской вязи — таким образом хотели раскрыть стиль проекта. Всем понравилась идея.
Но нет. Просто нет. Слишком плоско и сыро. Мы пошли дальше. Идея использовать крест с надписью мне всё еще не нравилась — слишком в лоб прямая отсылка к HookahPlace и хотелось преобразовать его в новый логотип. Еще раз попробовали совместить с логотипом JohnCalliano.
Сама идея такой геометрии нам показалась довольно стильной, при этом арабский орнамент тоже там был. Но в таком варианте логотип смотрелся слишком плоско и скучно и явно не кибер-панково. Мы хотели футуризма. Была идиотская идея посмотреть в сторону ретро-футуризма, фильма Терминатор и тд. Мы создали логотип в стиле очень крутого фан-фильма на youtube Kung Fury (советуем всем, кто любит эту стилистику — и кто не любит тоже).
Получившийся логотип был брутальным и футуристичным и понравился вообще всему офису. Но было несколько проблем. Он супер попсовый. А если мы делаем крутой бренд то мы не можем делать логотип в стиле ретро-вейв мемов. Слишком попсово, слишком дешево, слишком банально. И красный цвет — традицонно это цвет сети HookahPlace, а от него в новом проекте надо уйти в другую сторону, чтобы снизить ассоциации и развести два бренда. Кроме прочего, мы решили, что в нем нет ничего арабского и для примера стали смотреть логоипы лучших компаний из ОАЭ. Ведь именно футуристичного стиля создают логотипы последние 10 лет компании в Дубае:
Все они выглядели стильно и дорого. Мы стали искать фундамент — основу ощущения футуризма в этих лого. Шрифт, цвет, соотношение размеров надписей с лого. Было много вариантов адаптации надписи JC к этому стилю.
И всё-равно, чего-то не хватало. Но на фоне этого, я вспомнил одну из своих любимых компьютерных игр — а ведь именно там кибер-панк максимально раскрылся. Deus Ex. В одной из частей, где действие игры происходило в том числе в арабских странах была вымышленная компания с невероятно крутым лого.
Тут мы поняли, что нужен цвет, фон, фактура. Всё заиграло новыми красками и нам осталось только определиться с точной формой креста (размером в отношении к ромбу, что влияет на его читаемость) и написанием.
Мы выбирали между более или менее тонкими линиями креста и их размером. И в итоге пришли к этому. Логотип, который объединяет наш проект HookahPlace с JohnCalliano, выглядит ориентально и футуристично одновременно. И, как нам кажется, достаточно дорого. Короче, спустя месяц обсуждений, мы остались довольный и на сегодняшний день именно так он зарегистрирован.