Найти тему

Неоосманизм Эрдогана. Или чего добивается Турция?

Настоящая статья является взглядом обывателя, не претендующего на статус эксперта. Однако, нижеприведенные наблюдения могут быть интересны в силу альтернативного подхода к данной проблематике. Итак, к сути!

Османская империя выделялась среди современных ей империй, помимо прочего, в первую очередь своей нехристианской религиозной направленностью, но более всего методом экономического освоения (или эксплуатации) зависимых территорий, которые в данной империи сложно было сепарировать на метрополию и колонии. Помимо ряда других существенных отличий, Османская империя имела большой спектр атрибутов, отождествляющих её с европейскими колониальными державами. Так или иначе, большинство покорённого населения в данном государстве было подчинено доминирующему меньшинству посредством грубой силы, и уже во второй и третьей степени другими средствами.

Как известно, из послевоенной истории, старые колониальные державы, освободившие своих "заложников", всё таки не до конца их отпустили. Бывшие белые хозяева, продолжили владеть и пользоваться бывшими территориями более изошренными средствами, при меньших финансовых и человеческих затратах на администрирование, научились извлекать большую пользу из своих бывших колоний. Данное явление было названо неоколониализмом.

Османская Турция, в отличии от европейских коллег, распрощалась со своими "бывшими" быстро и драматично. Все бывшие территории империи были не просто объявлены независимыми, а так или иначе отошли к странам инициаторам развала империи. К тому же, чуть не была уничтожена сама метрополия империи - Стамбул и Анатолия. Однако прошёл почти век, Турция отформатировалась, и в процессе своего дрейфа не причалила к европейскому берегу, однако взяла очень многое от развитой старушки, в том числе научилась искусству капитализма, построила динамично развивающуюся крупную экономику, и с опозданием вспомнила о своём имперском прошлом, когда многие другие бывшие империи уже не прочь о нём и подзабыть.

Как и подобает настоящему неоколониалисту, неоосманцу Эргодану, для подтверждения серьёзности намерений, впервую очередь пришлось показать силу. Благо события "арабской весны" дали шикарнейший повод для этого. Турция сразу же начала заполнять вакуум силы там, где сами арабы не могли этого делать, и где русские и НАТО-вцы не стали заморачиваться . Началась череда интервенций - Ирак, Сирия, Ливия. Турция разделила их, совместно с другими бывшими империями на зоны влияния, так же как её саму делили на такие зоны в 19 веке.

Что-же военный бюджет потрачен, пора окупать "инвестиции". Как в старые добрые времена, начался второй процесс, отбивание бабла! Турция сразу подкопалась к нефтеносным районам бедствующих бывших "колоний", и под гарантии надежной "крыши" начала выкачивать из ситуации все что плохо лежит.

Однако, одной силой и откатами от нефтедолларов современным неоколониалистам не обойтись. Нужен ещё пряник в виде светлой идеи. Однако, если западные коллеги учили бывших порабощенных - светлым идеалам демократии, то турки решили преподнести своё присутствие под соусом панисламизма, зеленого третьего пути, выгодно отличающего турков в глазах арабов, от их белых конкурентов, "неверных" с кем не стоит дружить.

Пришлось даже принять "горячо" любимых жителей бывших владений у себя дома, показать всем что вы для нас не чужие, арабы для нас как свои (ключевое слово КАК). Все ровно также, как и в лучших домах Парижа и Лондона.

Все это (как и многое другое, о чем возможно будет сказано позже), превращает Турцию в эксклюзивный вариант неевропейского неоколониализма. А с другой стороны, а почему бы и нет?