Найти тему

Часть вторая – «капитализм», недействующий макет.

Почему «реформы» Петра Великого не сделали Россию

передовой и развивающейся страной?

Итак, вторая часть так называемых «петровских реформ», самая обсуждаемая и броская внешне – и абсолютно неудачная.

Обычно именно в этом месте поднимается крик славянофилов на лужайке меж берёзок – «Капитализьм не характерен для святой соборности русских лаптей»! Давайте рассмотрим эту тему без берёзок и лужаек.

Итак, почему «привились» внешние признаки европейской монархии, а капитализм нет? На самом деле, всё довольно просто, если смотреть в корень, а не пытаться «доказать» некие свои взгляды характера, по сути, почти религиозного.

Итак, капитализм. В чём же заключается основа этого строя, и чего не было в России? На самом деле, в России не было примерно того же, чего не было, например. В античном мире – а именно, рынка труда. Развитие капитализма, собственно, требует хотя бы двух компонентов – человека с деньгами, построившего мануфактуру, и людей, образно говоря, «с руками», нанявшихся там работать. Дальше идёт закон, рынок, конкуренция и прочие процессы характера чисто экономического, приводящие к развитию производства, росту благосостояния и так далее. Но прежде всего, в основе всего – два владельца товара: у одного – мануфактура, у другого – рабочие руки. Так или иначе, они совместно заинтересованы в успехе. И часть из них достигает его, а часть – нет. Работники в европейских странах перемещаются относительно свободно, из деревни, из иных городов – это и есть рынок труда.

В России нет рынка труда. Совсем. Есть только продажа скота. То есть, была до 1861 года, и в петровские времена, соответственно, тоже. Немеряное число «классических» эпизодов из литературы и кино – «Демидыч, вот тебе право на разработку руды и пяток деревень, чтобы было, кому работать» - весьма точное отражение ситуации. Вместе с мануфактурой «предприниматель» получает рабов. Не рабочих, а рабов, скот.

На раннем этапе такая фабрика ещё может хоть как-то конкурировать с мануфактурой, построенной на наёмном труде, но она неспособна к развитию, потому что, во-первых, раб дешевле нового станка, а во-вторых, раб безнадёжно низкоквалифицирован. Под страхом кнута можно копать, можно выковать лопату, но для работы на современном станке нужна учёба, а не страх. И, кроме того, раб не будет заботиться об оборудовании, просто по определению.

Хороший работник – свободный работник, и по-иному не бывает. Хотя ранний капитализм имел море недостатков (об этом мы поговорим потом), рабовладение не имело достоинств, и было неконкурентоспособным. Петра, по большому счёту, винить не в чем, он вырос в своё время и в своей семье – и не смог достаточно это время опередить. А Россия… Россия начала по настоящему развиваться после 1861 года.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц