Не так давно в ленте Яндекс.Дзена мне попалась на глаза статья о том, как звали геев на Руси. В комментариях к статье часть читателей высказала автору, что геев на Руси не было вообще. Так давайте вместе посмотрим, были ли эти голубые граждане в прошлом страны (здесь мы рассмотрим именно царскую Россию начиная со времен Петра I) или нет. Кстати, сразу же скажу, что данная статья не является какой-либо пропагандой чего-либо непотребного, а именно не является пропагандой ЛГБТ.
Начнем с того, что на Руси к проявлением мужеложства относились значительно терпимее, нежели чем в Средневекой Европе. Если в Европе за такие действия сжигали на кострах, то на Руси дело часто ограничивалось церковной епитимьей.
В 1706 г. князь А.Д. Меньшиков создает документ под названием "Артикул краткий" для размещенных кавалерийских полков в Ингерманландии (нынешняя Ленинградская область). В этом "Артикуле" в главе третьей, под названием "О прелюбодеянии, или что к тому надлежит", в пятом пункте мы находим следующее: "Кто ненатуральное прелюбодеяние со скотиною учинит или муж с мужем стыд сочинят, оный казнен и созжен быти имеет, також наказание имеют ожидать, которые блуд чинят с младшими".
Как мы видим из вышеприведенного отрывка, в Петровской России начинается регулирование мужелоства, как часть политики контроля общества. Но стоит отметить, что такие серьезные наказания пока были только для военных. В то же время сведения о совершенных за такие проступки казнях за этот период отсутствуют.
В 1716 г. Петр I издает указ о запрете мужеложства в армии и на флоте и отменяет "Артикул" А.Д. Меньшикова. Теперь за "содомию" полагалась не казнь, а всего лишь "телесные наказания", но в случае насильственных случаев мужеложства, виновного отправляли на вечную каторгу на галеры.
В 1835 г. Николай I распространил этот запрет на все гражданское мужское население Российской Империи, с целью привить "нетерпимость религиозную" и добродетели недостававшие мужчинам.
Однако, согласно законодательным и медицинским источникам, а также личным дневникам традиция маскулиного взаимного эроса начинает расцветать во второй половине 19 века. Также стоит отметить, что называть таких мужчин "гомосексуалами" в том смысле, который диктует современность было бы несколько неточно. Культура маскулинности сложившаяся в тот период создавала лишь снисходительное отношение к однополой "содомии". Большая часть таких мужчин была скорее бисексуалами.
Доступных мужчин для "содомии" можно было найти в разных местах.
Так, московский купец П.В. Медведев вел дневник, в который помимо прочих описаний жизни и быта, попали и многие случаи его отношений с мужчинами. П.В. Медведев, согласно дневнику, был несчастен в браке и старался заглушить это спиртным. В состоянии опьянения он часто предавался "сладострастию" в трактирах, как с женщинами, так и мужчинами. Часто П. В. Медведев со своими друзьями покупали любовь с помощью денег или водки.
В следующем отрывке автор дневника указывает на то, что некоторые извозчики также были не прочь таких отношений.
" С некоторого времени завязалась во мне страсть выбирать извозчиков помоложе, с которыми трунишь дорогою, а сам норовишь околесицею воспользоваться совместною она<ние>ю, что почти всегда с помощью полтинника или 30 копеек удается, а то были и такие, что за удовольстваие просто так соглашаются. вот до пяти раз в том месяце."
Многие извозчики подрабатывали таким образом. Такие случаи описаны в медицинских, психиатрических и юридических документах второй половины XIX века.
Не только кучера предоставляли такие услуги. В медицинских отчетах мы встречаем информацию о камердинерах и официантах, а также о денщиках офицеров и простых солдатах. Правда сложно однозначно ответить было ли это проявлением реальных чувств или же они действовали исходя из своих корыстных побуждений. Как пишет известнейший врач-венеролог второй полоины XIX в., В.М. Тарновский "такая готовность прислуги подчиняться и терпеть "барские шалости" должно свидетельствовать о некоторой терпимости к мужским отношениям."
Однако, крестьяне оценивали однополые отношения с помещиками иначе.
В 1891 г. А.Н. Казакова подала запрос "об отдельном сожительстве от мужа", объясняя это тем, что ее супруг на протяжении многих лет вступал в отношения с домашними учителями, а также совращал крестьян. Это прошение дошло даже до Николая II. В деле возбужденном по прошении имеются свидетельства крестьян об однополых связях с барином. Как утверждает одна свидетельница: "Казаков творит грех с мужиками, имеет их в заду". Другая крестьянка указывает, что "барин употребляет мужчин вместо женщин." Слуга нанятый из крестьян сообщает, что однажды барин "потчевал его водкой", а после велел прийти к нему ночью. Проснувшись после такого свидания слуга обнаружил в "кармане три целковых". Кучер барина по фамилии Ушаков, также утверждал, что неоднократно имел связи с барином за деньги. Однако, сам Ушаков был уволен после того, как выяснилось, что жена барина беременна от него.
Подобное показывает, что какая-то часть крестьянской среды неодобрительно относилась к однополому эросу.
Также имеются свидетельства о домогательствах хозяев городских мастерских к своим работникам.
Одним из самых главных мест, где однополым отношениям потворствовали с начала XVII в., являлись русские бани. В конце XIX в., медицинские и полицейские источники указывают главным локусом "мужской проституции". Раздельные парильни в банях создавали атмосферу абсолютно гомосоциальную. Это, как считается и привело к развитию в банях "содомии" за деньги. Мужчины-банщики оказывали услуги посетителям. О таких услугах пишет В.П. Медведев с воем дневнике. Он неоднокртано ими пользовался.
Писатель М. А. Кузьмин в своем дневнике также описывает случай, когда он пришел в баню, но вместо запроса обычного банщика ему прислали банщика, который недвусмысленно предлагал ему кое-какие услуги.
С 1870-х годов начинается развитие, как называет это сатирик того времени В.П. Руадзе, "гомосексуального мирка". Для встреч, поиска партнеров стали использовать определенные парки, улицы и общественные туалеты. В этих местах также искали клиентов и мужчиныпредлагавшие любовь за деньги. Полиция же считала, что мужеложство не может быть бескорыстным и часто задерживала не только представителей древнейшей профессии, но и обычных гомосексуалов, по подозрению "в проституции".
Простых гомосексуалов стали называть "тетками". Множество донесений о них хранят полицейские документы того времени.
Гомосексуальная культура развивается и во времена Первой мировой и революции, но в годы советской власти уходит еще в более глубокое подполье.
Подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья. Будут еще статьи на другие темы русской и мировой истории. Ставьте лайк. Пишите комментарии.