На прошлой неделе Навальный заболел во время коммерческого рейса и был доставлен в больницу после того, как его самолет совершил вынужденную посадку в сибирском городе Омске. Два дня спустя он был доставлен в Германию для лечения в университетской больнице Шарите в Берлине. Врачи сказали, что его симптомы указывают на отравление ингибитором холинэстеразы - химическим веществом, содержащимся в некоторых лекарствах, инсектицидах и нервно-паралитических веществах.
С самого начала испытаний Навального его ближайшее окружение обвиняет президента Владимира Путина и российское правительство в попытке убийства активиста и проведении операции по сокрытию после того, как эта попытка провалилась. Этот рассказ был быстро принят ведущими СМИ на Западе. Некоторые западные правительства пригрозили ввести новый раунд санкций против России по этому делу.
Но даже если преступный умысел будет доказан, здравый смысл подрывает популярную формулу «отравление + Россия = Путин», говорится в статье, опубликованной в субботу итальянским журналом Formiche. Автором статьи является Игорь Пелличчарь, профессор истории международных отношений Университета Урбино, который также преподает в МГИМО, ведущей московской школе профессиональных дипломатов.
Пелличчари писал, что у теории «отравления при поддержке государства» есть несколько слабых мест, начиная с политической цены, которую кончина Навального при подозрительных обстоятельствах повлечет за собой для Москвы. Смерть оппозиционера неизбежно будет возложена на Кремль, что вызовет санкции и еще больше запятнает его и без того испорченную репутацию. Это также вызовет недовольство внутри страны, что было бы преждевременным, учитывая, что Россия, как и многие другие страны, в настоящее время сталкивается как с замедлением экономического роста, так и с усталостью населения от мер социального дистанцирования, вызванных пандемией Covid-19.
Выгоды от снятия Навального с картины в лучшем случае сомнительны. Западная пресса может ложно представить его как лидера российской оппозиции, но на самом деле он является частью относительно небольшой фракции расколотых сил против истеблишмента в России. По словам Пелличчари, его расследования коррупции и организация протестов делают его занозой для многих влиятельных людей, но не реальной угрозой для власть имущих.
Однако, хотя мотив государственного убийства Навального сомнителен, возможность его совершения - нет, что не согласуется с тем, что произошло на самом деле, заявил профессор.
Навального быстро доставили в Омскую больницу, где он находился на попечении российских врачей 44 часа, и лечение было очевидным. По прибытии ему сделали укол атропина - препарата, который эффективен против определенных типов токсинов - и он отреагировал так хорошо, что немецкие врачи продолжили лечение после того, как пациент был переведен под их лечение.
Пелличчари предположил, что у российского государства было много вариантов обеспечить смерть Навального, если это было его намерением. Он может организовать менее своевременную госпитализацию или отправить убийцу для завершения работы в омской клинике. Он может дать наемному убийце более эффективный яд или просто устроить несчастный случай, вместо того, чтобы использовать яд и рисковать ужасным выпадом.
Пока Россия сопротивляется иностранному давлению с целью начать уголовное расследование ситуации. Пелличчари считает, что Навальный мог стать жертвой преступления, но если это так, маловероятно, что заказчик нанес удар из высших эшелонов российского правительства. По словам Пелличчари, Навальный - фигура, вызывающая разногласия, и у него много врагов низшего калибра, как российских чиновников, так и частных лиц.
Он добавил, что государственное убийство больше походило бы на таинственную авиакатастрофу, в которой погиб итальянский политик Энрико Маттеи в 1962 году.