Мы живём в потребительском обществе. Потребление, а не производство, стало целью существования среднестатистического человека. Мы чаще всего выбираем профессию исходя не из своих способностей и склонностей, а из того, какой уровень потребления она может нам обеспечить.
Этим параметром мы оцениваем и окружающих нас людей: много потребляет, ездит на новой «тачке» и разговаривает по Айфону – значит, достойный представитель общества, перед которым стоит преклоняться. Если машина подержанная, а в кармане дешёвый китайский смартфон (пусть даже по всем параметрам более качественный, чем пресловутый Айфон), - то это неудачник, «лузер» и быдло. Если в 90-е школьники смеялись над теми одноклассниками, которые плохо учились или выглядели недотёпами, то нынешние дети смеются над своими товарищами, если они «нищеброды».
Один знакомый, работающий полицейским, как-то спросил меня, почему я не куплю себе Айфон. Я в ответ задаю «идиотский» вопрос: «А на что он мне?». Он буквально вытаращил глаза. Я спросил, в чём функциональное преимущество этого постмодерн-аппарата перед моим недорогим телефоном – именно функциональное, а не дизайнерское. Он промямлил что-то нечленораздельное и так и не ответил на вопрос. Дикое потребительство, выходит, захватило умы даже представителей такой серьёзной профессии.
Потребительская олигофрения
Само по себе изобилие товаров и их разнообразие – это благо. Хорошо, когда на любую потребность найдётся свой товар. Приобретать в нужном количестве качественные вещи – что в этом плохого? Но потребительское сумасшествие никак не связано с товарным изобилием и наличием денег: оно имеет место даже в тех местах, где нет крупных торговых центров, а подвержены ему чаще всего как раз люди небогатые.
Сущность «потребительского синдрома» заключается совсем в другом. Типичный потребитель, к примеру, не подозревает, что продукцию, которой он пользуется, производят люди – такие же, как и он. Если он вдруг увидит процесс разработки и производства, будь то хлеб, автомобиль, запись песни или телешоу, он сильно удивится, растеряется, даже придёт в ужас. А то и советы начнёт давать – мол, вы неправильно всё делаете: он просто не понимает, что вещь в процессе изготовления выглядит совсем не так, как готовый продукт. С такими людьми тоже приходилось общаться лично. К представителям творческих или просто производственных профессий и к тем, кто просто интересуется подобными вещами, они относятся как к глупцам: зачем столько «париться», когда можно устроиться на «хлебную должность» и покупать всё, что душе угодно?
Другими словами, типичные потребители не утруждают себя изучением законов окружающего мира, не вдаются в устройство механизмов, не интересуются, из чего состоит то, чем они каждый день пользуются. Интеллект такого «типичного потребителя в вакууме» наводит на мысль об олигофрении. Как и «стандартные» олигофрены, они раздражаются, если сталкиваются с ситуацией, когда необходимо хоть чуть-чуть пораскинуть мозгами: они умеют лишь потреблять готовые продукты.
Считать деньги типичный потребитель тоже не умеет. Если это сын богатых родителей, то он всегда получает от них деньги в неограниченном количестве. Если же это бедняк, гонящийся за потребительской модой, то он отдаёт за красивую пустышку все свои сбережения, а затем страдает от невозможности купить самое необходимое.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора:
- Ещё немного конспирологии: Илон Маск станет самым главным злодеем?