Найти тему

Синдром потребителя

Оглавление

Мы живём в потребительском обществе. Потребление, а не производство, стало целью существования среднестатистического человека. Мы чаще всего выбираем профессию исходя не из своих способностей и склонностей, а из того, какой уровень потребления она может нам обеспечить.

"Потребительскому обществу" в США уже около ста лет
"Потребительскому обществу" в США уже около ста лет

Этим параметром мы оцениваем и окружающих нас людей: много потребляет, ездит на новой «тачке» и разговаривает по Айфону – значит, достойный представитель общества, перед которым стоит преклоняться. Если машина подержанная, а в кармане дешёвый китайский смартфон (пусть даже по всем параметрам более качественный, чем пресловутый Айфон), - то это неудачник, «лузер» и быдло. Если в 90-е школьники смеялись над теми одноклассниками, которые плохо учились или выглядели недотёпами, то нынешние дети смеются над своими товарищами, если они «нищеброды».

Один знакомый, работающий полицейским, как-то спросил меня, почему я не куплю себе Айфон. Я в ответ задаю «идиотский» вопрос: «А на что он мне?». Он буквально вытаращил глаза. Я спросил, в чём функциональное преимущество этого постмодерн-аппарата перед моим недорогим телефоном – именно функциональное, а не дизайнерское. Он промямлил что-то нечленораздельное и так и не ответил на вопрос. Дикое потребительство, выходит, захватило умы даже представителей такой серьёзной профессии.

Потребительское "Общество элегантных людей" в Конго - беднейшей стране мира
Потребительское "Общество элегантных людей" в Конго - беднейшей стране мира

Потребительская олигофрения

Само по себе изобилие товаров и их разнообразие – это благо. Хорошо, когда на любую потребность найдётся свой товар. Приобретать в нужном количестве качественные вещи – что в этом плохого? Но потребительское сумасшествие никак не связано с товарным изобилием и наличием денег: оно имеет место даже в тех местах, где нет крупных торговых центров, а подвержены ему чаще всего как раз люди небогатые.

Сущность «потребительского синдрома» заключается совсем в другом. Типичный потребитель, к примеру, не подозревает, что продукцию, которой он пользуется, производят люди – такие же, как и он. Если он вдруг увидит процесс разработки и производства, будь то хлеб, автомобиль, запись песни или телешоу, он сильно удивится, растеряется, даже придёт в ужас. А то и советы начнёт давать – мол, вы неправильно всё делаете: он просто не понимает, что вещь в процессе изготовления выглядит совсем не так, как готовый продукт. С такими людьми тоже приходилось общаться лично. К представителям творческих или просто производственных профессий и к тем, кто просто интересуется подобными вещами, они относятся как к глупцам: зачем столько «париться», когда можно устроиться на «хлебную должность» и покупать всё, что душе угодно?

Африканский вождь в дорогих нарядах
Африканский вождь в дорогих нарядах

Другими словами, типичные потребители не утруждают себя изучением законов окружающего мира, не вдаются в устройство механизмов, не интересуются, из чего состоит то, чем они каждый день пользуются. Интеллект такого «типичного потребителя в вакууме» наводит на мысль об олигофрении. Как и «стандартные» олигофрены, они раздражаются, если сталкиваются с ситуацией, когда необходимо хоть чуть-чуть пораскинуть мозгами: они умеют лишь потреблять готовые продукты.

Типичный "тупой потребитель"
Типичный "тупой потребитель"

Считать деньги типичный потребитель тоже не умеет. Если это сын богатых родителей, то он всегда получает от них деньги в неограниченном количестве. Если же это бедняк, гонящийся за потребительской модой, то он отдаёт за красивую пустышку все свои сбережения, а затем страдает от невозможности купить самое необходимое.

-5

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: