Я всегда была за самовыражение ребёнка и принятие его таким, какой он есть. Всё, что ребёнку интересно и важно, может поощряться — полная свобода действия. Однако, здесь надо понимать, что в том обществе, в котором мы живём, существуют свои собственные устоявшиеся правила, и "плата" за общение с другими людьми, за нахождение в этом обществе — это как раз следование этим правилам.
Например, нельзя бить других людей. Если один человек бьёт другого, его изолируют от общества (сажают в тюрьму или в психлечебницу), и сним перестают общаться. Понятно, что психологически здоровый, полноценный, счастливый человек не станет бить другого человека (если, конечно, нет каких-то экстраординарных обстоятельств), однако, в какой-то момент придётся учить ребёнка и этому — тому, что людей бить нельзя. Просто нельзя и всё. Потому что это нарушает их границы.
Но для того, чтобы научить ребёнка этим нехитрым правилам общества, надо и самим эти правила соблюдать. Ребёнок, родители которого не уступали места бабушкам в автобусе, и не станет этого делать — а с какого перепугу? Только спустя года, может быть, он сам научит себя так поступать. Но родители этому уже не поспособствуют. И он имеет все шансы стать в глазах бабушек в автобусе агрессивным и безнравственным — недалеко и до убийств.
Те общественные правила, которым родители учат ребёнка, они должны и сами соблюдать, иначе у ребёнка возникнет диссонанс. Например, папа говорит, что курить нельзя, но при этом сам курит. Выходит, курить нельзя только мне, а всем остальным — можно? Логическая несостыковка получается в голове у ребёнка. И он решает её тем способом, которым её удобно будет решить для самого ребёнка — как ему будет интересно и выгодно.
Этим правилам нужно учить ребёнка не для того, чтобы подстроить его под общество и сделать его частью серой массы, но для того, чтобы ему просто было комфортно общаться с другими людьми, которые будут воспринимать его как комфортного для себя человека. И в то же время не нужно учить ребёнка быть удобным для отдельно взятого человека — например, для родителей. Такие дети становятся удобными для окружающих, но им с окружающими — неудобно.
Это те дети, которые были послушными детьми для своих родителей, которые всеми силами добивались от родителей любви и доброго слова, и вели себя так, как родителям удобно (тихо выполняли все приказы), чтобы услышать хоть слово одобрения. Такие дети закапывают свою личность для того, чтобы получить чьё-то одобрение. Вырастая, они перекладывают на себя вину за чужие ошибки, стараются во всём угодить окружающим, часто они врут, лицемерят.
Поэтому важно учить ребёнка тем правилам, которые сделают его жизнь комфортнее в обществе. И важно также соблюдать эти правила и в отношении него — чтобы он видел, что не только он создан для общего комфорта, но и общество создано для его комфорта. Важно расставлять границы ребёнка в отношении него и других людей — и тогда он будет удобным для общения с окружающими, а окружающие будут для него простыми, понятными и комфортными.