Найти тему

Ребёнка надо сделать удобным... для общества

Я всегда была за самовыражение ребёнка и принятие его таким, какой он есть. Всё, что ребёнку интересно и важно, может поощряться — полная свобода действия. Однако, здесь надо понимать, что в том обществе, в котором мы живём, существуют свои собственные устоявшиеся правила, и "плата" за общение с другими людьми, за нахождение в этом обществе — это как раз следование этим правилам.
Ребёнку нужно знать правила общества, чтобы просто не бояться его
Ребёнку нужно знать правила общества, чтобы просто не бояться его

Например, нельзя бить других людей. Если один человек бьёт другого, его изолируют от общества (сажают в тюрьму или в психлечебницу), и сним перестают общаться. Понятно, что психологически здоровый, полноценный, счастливый человек не станет бить другого человека (если, конечно, нет каких-то экстраординарных обстоятельств), однако, в какой-то момент придётся учить ребёнка и этому — тому, что людей бить нельзя. Просто нельзя и всё. Потому что это нарушает их границы.

Но для того, чтобы научить ребёнка этим нехитрым правилам общества, надо и самим эти правила соблюдать. Ребёнок, родители которого не уступали места бабушкам в автобусе, и не станет этого делать — а с какого перепугу? Только спустя года, может быть, он сам научит себя так поступать. Но родители этому уже не поспособствуют. И он имеет все шансы стать в глазах бабушек в автобусе агрессивным и безнравственным — недалеко и до убийств.

Те общественные правила, которым родители учат ребёнка, они должны и сами соблюдать, иначе у ребёнка возникнет диссонанс. Например, папа говорит, что курить нельзя, но при этом сам курит. Выходит, курить нельзя только мне, а всем остальным — можно? Логическая несостыковка получается в голове у ребёнка. И он решает её тем способом, которым её удобно будет решить для самого ребёнка — как ему будет интересно и выгодно.

Этим правилам нужно учить ребёнка не для того, чтобы подстроить его под общество и сделать его частью серой массы, но для того, чтобы ему просто было комфортно общаться с другими людьми, которые будут воспринимать его как комфортного для себя человека. И в то же время не нужно учить ребёнка быть удобным для отдельно взятого человека — например, для родителей. Такие дети становятся удобными для окружающих, но им с окружающими — неудобно.

Это те дети, которые были послушными детьми для своих родителей, которые всеми силами добивались от родителей любви и доброго слова, и вели себя так, как родителям удобно (тихо выполняли все приказы), чтобы услышать хоть слово одобрения. Такие дети закапывают свою личность для того, чтобы получить чьё-то одобрение. Вырастая, они перекладывают на себя вину за чужие ошибки, стараются во всём угодить окружающим, часто они врут, лицемерят.

В случае со школьной травлей важно узнать, в чём её причина — в поведении ребёнка или в самом классе, например. И только потом либо исправлять поведение, либо искать другой класс
В случае со школьной травлей важно узнать, в чём её причина — в поведении ребёнка или в самом классе, например. И только потом либо исправлять поведение, либо искать другой класс
Поэтому важно учить ребёнка тем правилам, которые сделают его жизнь комфортнее в обществе. И важно также соблюдать эти правила и в отношении него — чтобы он видел, что не только он создан для общего комфорта, но и общество создано для его комфорта. Важно расставлять границы ребёнка в отношении него и других людей — и тогда он будет удобным для общения с окружающими, а окружающие будут для него простыми, понятными и комфортными.