Найти тему
Кино и ТВ, Шоу-бизнес

Почему «Довод» Нолана – это аттракцион, а не кино

Кадр из фильма «Довод»
Кадр из фильма «Довод»

Фильм «Довод» стал едва ли не главной премьерой всего 2020 года. Кинотеатры оказались заложниками нового посткоронавирусного мира. Зрителей рассадили через одного, а многие города по-прежнему живут без большого кино. Несмотря на то, что битва с COVID-19 всё ещё в самом разгаре, «Довод» вышел в прокат практически по всему миру. Пожалуй, это лучший повод вернуться в кинотеатры, так именно там можно испытать максимум эмоций от новой премьеры Кристофера Нолана. Но нужно признать, что с кино у «Довода» мало общего. Это исключительно весёлый и драйвовый аттракцион.

Кристофер Нолан известен своей любовью к игре со временем. Ещё на заре своей карьеры Нолан снял прекрасный фильм «Помни», в котором действие идёт в обратном порядке. Далее были легендарные «Начало» и «Интерстеллар», армия фанатов которых окрестила Нолана гением. Казалось бы, что всё, временная тема должна была надоесть режиссёру. Но нет же – Нолан снимает ещё один фильм, где главный герой – снова время.

Не будем рассказывать сюжета картины, так как это совершенно бессмысленно. Нолан изначально придумал сценарий таким, что его фактически невозможно пересказать. Главная фишка «Довода» – это физико-математический термин «инверсия». Свойство, когда предметы или материя двигаются во времени в обратном направлении. Вот и получается, что герои его фильмов прыгают по временной шкале туда-сюда, пытаясь исправить ошибки прошлого, либо предостеречь от ошибок в будущем.

«Довод» – чистой воды аттракцион. Примерно каждые двадцать-тридцать минут различные персонажи фильма рассказывают нам новую вводную, после чего начинается стремительная беготня, взрывы, скачки во времени и постоянные загадки. Драйвовый темп, претензия на научность и потрясающий саундтрек держат в напряжении все два с половиной часа. Странно, что Нолан не стал использовать эффект 3D. Думается, что в таком фильме он оказался бы весьма кстати.

Однако за всем этим бесконечным головокружительным экшеном стоит абсолютно пустая и хлипенькая драматургия. Если проанализировать все диалоги героев, то они такие же сухие, как горло после долгого похмелья. Односложные ответы, сомнительная мотивация и примитивные ходы. Нолану настолько всё равно на драму, что он даже не пытается сделать фильм хоть чуточку живее. Зритель будто помещается в центр компьютерной игры, где ему просто нужно придерживаться определённым правилам, чтобы не проиграть.

Сами персонажи «Довода» максимально картонные. Разве что Роберт Паттинсон попытался хоть немного поиграть мышцами лица, изображая то интерес, то страх, то скуку. Главный безымянный герой Вашингтона – мистер каменное лицо, сопереживать которому не хочется абсолютно. Барышня, которая оказывается рядом с ним, тоже не может похвастаться какой-либо глубиной. Каждая вторая её фраза про ребёнка, с которым она толком и времени не проводила. Скучно, серо и однообразно.

Очевидно, что Нолан давит на некоторую научность и псевдоэлитарность своего произведения. Тем не менее, если копнуть чуточку глубже, то мы увидим весьма простецкий сюжет, понять который можно и без второго просмотра. Нолан как мальчишка, который только-только начал изучать физику и теперь объяснить родителям, как же устроена вся Вселенная. Да, Крис, мы поняли, что тебе нравится время и всё, что с ним происходит. Но слушать в пятый раз один и тот же анекдот, если честно, надоело.

Если вы соскучились по просмотру фильмов в кинотеатре – «Довод» прекрасно подойдет для времяпрепровождения. Весело, забавно, драйвово, но пусто внутри.